Полный бедлам События

Полный бедлам

В Пермском театре показали премьеру оперы «Похождения повесы»

Новая постановка вошла в афишу Дягилевского фестиваля, и тем самым Пермский театр оперы и балета вернулся в проект как творческая площадка. Здесь удачно совпали стратегия театра на редкие названия опер XX века и интерес к Стравинскому Теодора Курентзиса.

Конечно, было бы интересно увидеть худрука фестиваля за пультом оркестра в этой постановке, но, видимо, пока время вернуться не пришло. Однако дирижер Федор Леднёв, специалист в области музыки XX и XXI веков, тщательно проработал партитуру Стравинского, следуя завету композитора: «Эта музыка суха, холодна и прозрачна; подобно сухому шампанскому, она не расслабляет, но жжет».

Ставить оперу пригласили режиссера Андрея Прикотенко, имеющего солидное портфолио и достижения в области драматического театра, отмеченные «Золотой Маской». Как показалось, его главной задачей стало приблизить историю Тома Рэйкуэлла, безалаберного англичанина эпохи Просвещения, к нашим дням. На сцене – знакомый антураж советской эпохи: старенький диван, потертый ковер-гобелен и телевизор из 1970-х, обстановка, из которой мечтает вырваться наш герой. Он уверен, что фортуна сама улыбнется ему – просто потому, что он так хочет. Но, как известно, «бойтесь своих желаний». Принесший известие о наследстве Ник Шэдоу – это дьявол, охотник за такими легкомысленными глупцами. С его появлением все меняется: появляется плазма – символ благосостояния и одновременно технического прогресса, журналисты с камерами создают антураж публичности, шумихи и, в сущности, всего того пустого и поверхностного, во что будет дальше вовлечен Том Рэйкуэлл. Недаром папаша Трулав (Тимофей Павленко), отец Энн, невесты Тома, произносит: «Боюсь, богатство, доставшееся ему так легко, поощрит его грехи». Строго говоря, в первоисточнике либретто Том совсем не сразу отрекается от невесты, он испытывает муки совести, но в данной версии герой, мечтавший о красивой жизни, не колеблется и с головой бросается в омут удовольствий.

Пермский театр выставил составы из своих солистов и не прогадал. Карлен Манукян в роли повесы Тома был естественен и непринужден, с удовольствием амурничая с красотками борделя и самой Матушкой-Гусыней (Татьяна Каминская), одетой в мужской фрачный костюм.

Некоторое удивление вызвала интерпретация образа Бабы-турчанки, оказавшейся по воле режиссера обычной бизнес-леди в деловом брючном костюме. Стравинский и его либреттист Оден, вводя этот персонаж, хотели подчеркнуть степень падения и морального разложения героя. Но в пермской версии симпатичная Наталья Буклага никак не ассоциировалась с ужасной бородатой бабищей. Зато точным попаданием в образ Энн стала Ирина Байкова. У нее получился не «ходульный персонаж» – в ее жертвенность и отважность веришь, ее разочарованию сочувствуешь.

Как показалось, намеренно был лишен демонического налета Ник Шэдоу (Игорь Подоплелов) – отнюдь не Мефистофель в этой трактовке, а мелкий бес. И от этого вся кульминационная сцена карточной игры получилась больше гротесковой, чем трагической. Когда же герой сходит с ума (последний «подарок» и месть дьявола), попадает в Бедлам (лондонский сумасшедший дом), то Шэдоу перевоплощается в надзирателя, усаживается в кресло и наблюдает за последней встречей Энн и Тома, наслаждаясь делом рук своих.

В своей опере Стравинский «играл» со стилями, с формой традиционной оперы, в либретто «запрятано» несколько смысловых уровней (например, явная полемика с такими русскими операми, как «Пиковая дама», «Садко»). Режиссер попытался выстроить свою систему символов и смыслов, но на деле вместо психологического триллера получился бытовой сериал из светской жизни, нарочито педалирующий банальность повседневности.

Костюмированный скандал События

Костюмированный скандал

Как Кирилл Серебренников переиначил «Дона Карлоса» Верди

Возвращение ангела меланхолии События

Возвращение ангела меланхолии

Теодор Курентзис выступил в Московской филармонии впервые с 2019 года

Мефисто-танго События

Мефисто-танго

Первый российский исполнитель «Истории доктора Иоганна Фауста» Шнитке снова сыграл знаменитую кантату

Холмы – и никаких равнин События

Холмы – и никаких равнин

Авторский вечер к 75-летию Ефрема Подгайца завершил XX Осенний хоровой фестиваль