Портрет большого  художника События

Портрет большого художника

Юбилей старейшего оперного режиссера – Георгия Михайловича Геловани

Среди режиссеров, работающих в столичных и периферийных театрах, есть такие, кто, поставив даже выдающийся спектакль, доверяют его судьбу зрителю, не предпринимая ни малейших усилий для создания вокруг него искусственной атмосферы события. Именно эти люди, в конечном итоге, определяют течение и развитие театрального процесса, его ежевечернее поступательное движение.

К такому типу художников, безусловно, принадлежит известный оперный режиссер Георгий Михайлович Геловани. Его 95-летний юбилей дал возможность рассказать об этом скромном деятеле отечественного музыкального театра.

Георгий родился в Батуми, в театральной семье. Его отец, Михаил Георгиевич Геловани, будущий народный артист СССР, блестящий актер широкого амплуа, красавец, к тому же княжеского происхождения, руководил грузинской труппой. Неудивительно, что, покорив батумскую публику, он покорил и сердце юной батумской барышни Ирины. Молодая чета с появившимся маленьким Георгием вскоре переехала в Тифлис. Геловани играл на сцене Театра Руставели, снимался в фильмах киностудии Госкинпром, как режиссер сам снял несколько немых комедийных лент. В квартире Геловани постоянно собирались актеры, режиссеры, сценаристы: Шалва Дадиани, Иван Перестиани, Георгий Макаров, Петр Морской. Часто посещали хозяина дома и гости из Москвы – в частности, бывал и Леонид Утёсов. По его просьбе Михаил Георгиевич под собственный аккомпанемент на гитаре пел грузинские романсы.

Очень насыщенна была и театральная жизнь грузинской столицы. Работали два прекрасных национальных театра – имени Руставели и Марджанишвили, Театр оперы и балета имени Палиашвили, Русский драматический имени Грибоедова с блестящей труппой, ТЮЗы, филармония… Георгий не пропускал ни одного нового спектакля. Для него с детства не было сомнения: он будет режиссером! Окончив школу, он отправился в Москву, поступил в ГИТИС на режиссерский факультет на курс к Н. М. Горчакову. Первый год учебы пролетел как во сне. Наступил июнь 1941 года… Война…

… После месяца рытья окопов под Москвой больной Георгий вернулся в Тбилиси. Немного окрепнув, он начал посещать занятия в Театральном Институте Грузии («ТИГРе», как его называли), которые проводил молодой режиссер Грибоедовского театра Гога Товстоногов. Но как только ГИТИС вернулся из эвакуации в Москву, Геловани устремился в альма-матер и завершил свое обучение.

Летом 1948 года, ровно за 70 лет до Чемпионата мира–2018 по футболу в России, Георгий Геловани поставил в Театре музыкальной комедии Тбилиси свой дипломный спектакль – оперетту Никиты Богословского «Одиннадцать неизвестных», посвященную … футбольному чемпионату и его участникам! Успех веселой и остроумной работы открыл молодому режиссеру дорогу в оперный Театр имени Палиашвили – здесь он провел пять плодотворных сезонов. Его постановки «Севильский цирюльник», «Царская невеста» и другие отличались не только интересным замыслом и тщательностью выполнения, но и скрупулезной работой с актерами, благодаря чему даже мало одаренные исполнители, но с хорошими вокальными данными, создавали убедительные и запоминающиеся образы. Спектакли молодого режиссера вдохнули свежее дыхание в довольно консервативное в те годы творчество старого грузинского оперного театра.

Одновременно Геловани начал педагогическую работу: в Хорео­графическом училище при театре он занимался с балеринами актерским мастерством. Неожиданно большой успех получил поставленный им концертный номер для ученицы Лили Мещеряковой (в будущем – известный балетмейстер Лилия Таланкина) на музыку студента консерватории Микаэла Таривердиева, будущего прославленного композитора. К тому же периоду принадлежит сценарий Георгия для кинокомедии «Цветок на снегу», которая была снята на студии «Грузия-фильм».

В 1960 году Геловани принял предложение Министерства культуры Молдавской ССР возглавить организуемый в Кишиневе Театр оперы и балета и стать его первым главным режиссером. Период работы в молодом коллективе – один из самых плодотворных в творческой жизни Георгия. Он собрал труппу артистов-единомышленников, среди которых такие таланты, как Мария Биешу или Василий Третьяк. В Кишиневе Геловани ставит спектакли из классического репертуара, а также создает с композитором Эдуардом Лазаревым оперу «Сломанный меч». Постановка этой первой молдавской национальной оперы стала событием в культурной жизни республики. На либретто Георгия Михайловича молдавским композитором Василием Загорским был написан также национальный балет «Рассвет».

Обращение к новым современным операм стало для Георгия Геловани правилом, которого он непреложно придерживался в каждом из театров, в котором он принимал на себя руководство. Так, в Куйбышевском (Самарском) театре оперы и балета он поставил редкую по жанру – сатирическую – оперу Юрия Левитина по пьесе Сергея Михалкова «Памятник себе». Злободневная и смелая драматургия нашла в изобретательной режиссуре Геловани остроумное и яркое сценическое решение.

Верность принципу создания новых опер сохранял он и в последующих своих театрах. В 1970 году, работая в ташкентском Государственном академическом Большом театре имени Навои, Геловани написал либретто по пьесе Константина Симонова «Русские люди», а композитор Борис Зейдман создал оперу, которая в постановке автора либретто имела большой успех. В Ташкенте же в содружестве Геловани со знаменитым узбекским маэстро Мухтаром Ашрафи родился один из первых национальных балетов «Любовь и меч». Работая в Воронеже, режиссер привлекает к созданию оперы местного композитора Геннадия Ставонина и создает с ним патриотическую оперу «Виват, Россия!»

Разумеется, многолетняя творческая работа профессио­нального режиссера музыкального театра немыслима без постановок высокой оперной классики. У Геловани особо любимыми и удачными были «Пиковая дама», «Хованщина», «Князь Игорь», «Дон Карлос», «Кармен», «Фауст», «Порги и Бесс».

Здесь необходимо подчеркнуть, что свои спектакли, всегда тщательно продуманные и «выношенные», Георгий Геловани осуществлял с глубоким уважением к композитору, реализовывая его замысел, искусно раскрывая его музыкальную драматургию, без попыток навязать давно ушедшему автору «новые смыслы», не имеющие ничего общего с конкретным классическим произведением.

После нескольких десятилетий работы в периферийных оперных театрах представляется естественным и закономерным приглашение Георгия Михайловича в штат Большого театра. Именно здесь его громадный постановочный и педагогический опыт, знание театральной специфики, работоспособность и ответственное отношение к делу нашли наилучшее применение и принесли большую пользу. В течение двадцати лет маститый режиссер вел огромную и трудоемкую, хотя и незаметную со стороны, работу по сохранению в надлежащей форме спектаклей идущего репертуара Большого театра, по вводу в него новых исполнителей, по воспитанию молодого поколения певцов-актеров. Поклонникам памятна его постановка на прославленной сцене комической оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» с Зурабом Соткилавой и Еленой Зарембой в главных ролях.

Перу Г. М. Геловани принадлежит ряд либретто мюзиклов и оперетт, он – член Союза писателей, заслуженный деятель искусств России и Молдовы, кавалер орденов и медалей. Но дороже всех наград – память и любовь многочисленных учеников, работавших с ним оперных артистов, благодарных старому режиссеру за его подвижнический труд на благо любимому искусству.

Поздравляя с 95-летием, желаем Георгию Михайловичу бодрости духа и тела, радости в кругу родных и близких.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории