Послание Европе События

Послание Европе

Риккардо Мути исполнил в Афинах Девятую симфонию Бетховена как Оду великим средиземноморским культурам

Патетика братской радости, которой пронизан финал Девятой симфонии Бетховена, была адресована огромному пятитысячному амфитеатру Одеон Герода Аттического в Афинах, где Риккардо Мути давал в июле свой концерт «The Roads of Friendship» («Дороги дружбы»).

В предыдущие годы он приезжал с итальянскими музыкантами в Сараево, Бейрут, Стамбул, Нью-Йорк, Москву, Дамаск, Найроби, Токио, Тегеран и другие города и страны, переживавшие трудные времена. Таких мест на земле оказалось много. Афины стали его 23-й дорогой, начинавшейcя по традиции в древней итальянской Равенне. Здесь, на Равеннском фестивале искусств, которым руководит Кристина Маццавиллани-Мути, реализуется та же идея культурных «мостов» и «дорог», и нынешняя юбилейная 30-я афиша оказалась выстроенной с «греческим» акцентом – как встреча двух великих средиземноморских культур: греческой и итальянской. На фестивале прозвучала мелодрама XVIII века «Медея» чешского композитора Йиржи Антонина Бенды, восхитившая когда-то Моцарта красотой мелодекламаций; софокловский «Эдип в Колоне» в вольном переводе Руджеро Каппуччо в постановке Римаса Туминаса; с Молодежным оркестром Луиджи Керубини выступил один из известнейших скрипачей мира Леонидас Кавакос; состоялся вечер, посвященный кинофильму «Грек Зорба» 1964 года, прозвучала программа песнопений греко-византийского мира. И дальше из Равенны, запечатлевшей в своих сверкающих мозаиках и базиликах золотой век византийской культуры в Италии, «Дороги» Риккардо Мути вместе с Равеннским фестивалем проложили свой маршрут в Афины. Кроме главной идеи проекта – играть вместе музыкантам из Италии и тех стран, где проходят эти концерты, показывая, что язык музыки универсален и способен сблизить людей в самых сложных обстоятельствах, – концерт в Афинах стал своего рода акцией поддержки Греции. Эта страна сегодня переживает, как и Италия, трудные времена финансовой, политической и институциональной нестабильности, подвергаясь риску «Грексита». Мути подчеркнул свое отношение к проблеме, обратившись после концерта к многотысячной аудитории Афинского амфитеатра: «Европа без Греции и Италии ничего не значит!»

 

«Греция представляет колыбель западной культуры и цивилизации, – говорит маэстро. – Само слово “демократия” – греческое. И родилась демократия здесь, в Афинах, в Греции. Китайцы, которые в наши дни приобрели столь сильное влияние в мире и которые так же являются представителями древнейшей культуры, относятся к греческой, итальянской, египетской культурам с большим уважением. Это пример того, как надо чтить народ за его культуру. Мы собрались в Афинах не для того, чтобы восхвалять или уничижать современную Европу. А для того, чтобы еще раз подчеркнуть фундаментальность и созидательность Греции и Италии в становлении Европы. В этом наше гражданское послание. Европа должна помнить, что мы все вместе именно потому, что мы появились на свет благодаря политической, философской и социальной концепции демократии, которая зародилась в Греции».

В таком контексте исполнение Девятой симфонии Бетховена выглядело символическим: кроме утопии всеобщего братства финала, сегодня эта часть симфонии имеет политический подтекст, являясь гимном Евросоюза. В проекте «Дороги дружбы» Девятая бетховенская звучала последний раз в 2000 году в Москве на сцене Большого театра сводным составом оркестров и хоров Ла Скала и Большого театра. В 2004 году Риккардо Мути создал Молодежный оркестр Луиджи Керубини, который и стал теперь оркестром-резидентом проекта «Дороги дружбы». В Афинах Оркестр Керубини выступал вместе с хором Costanzo Porta из Кремоны (под руководством Антонио Греко); со стороны Греции участвовали музыканты из шести оркестров: Государственного оркестра Афин, Национального симфонического оркестра ERT, Государственного симфонического оркестра Салоников, Афинского симфонического оркестра, Афинской филармонии, Молодежного симфонического оркестра Греции, а также двух хоров – Национального хора ERT и хора Муниципалитета Афин (хормейстер Ставрос Берис). С этим сводным составом в 200 человек Мути репетировал бетховенскую партитуру два полных дня.

Риккардо Мути

Сольные партии в симфонии исполняли итальянский тенор Лучано Ганчи, известный москвичам по его выступлению в партии Альфреда в «Травиате» Большого театра, и трое русских певцов: сопрано Мария Мудряк (Казахстан), меццо-сопрано Анастасия Болдырева (Россия) и Евгений Ставинский (солист Новой Оперы). Все трое проходили обучение в Италии, имеют успешную международную карьеру, сотрудничают с Кристиной Маццавиллани-Мути в продукциях Театра Алигьери в Равенне, но впервые работали с маэстро. Его общие требования к певцам в бетховенской симфонии были лаконичными, но радикальными: снять активную немецкую артикуляцию, петь мягко, легато, на итальянский манер. «Пения» он требовал и от оркестра, а также огромного внутреннего напряжения звука, энергии исполинской борьбы, соответствующей героическому духу бетховенских творений.

Неожиданно поделился нюансом дирижерского мастерства: «Трудно дирижировать третий такт, не сделав разделительной паузы, – отметил Риккардо Мути. – Многие дирижеры действительно ее делают, ибо это облегчает управление оркестром. Ни Караян, ни Тосканини к этому не прибегали. Истинная итальянская школа дирижирования и техника запястья предполагают постоянный контроль над оркестром без разбития музыкального фрагмента. Как говорил Антонино Вотто, оркестр управляется запястьем дирижера. Я совершаю небольшие движения, которые делают акценты. Управление с использованием всей руки может мешать сконцентрироваться».

Между тем самой волнующей темой для Мути остается сегодняшнее положение итальянской культуры в стране и мире: «История нашей культуры – это и история итальянской музыки, которую почему-то считают вторичной. Заводя разговор о музыке и странах, ее созидающих, обычно упоминают Германию и Австрию, в то время как музыка и музыкальная культура нашей страны глубже и богаче, чем у остальных. Рассуждая об Италии, все вспоминают бельканто, что в корне неверно, так как бельканто – это лишь стиль пения, прославивший песни Неаполитанской школы. Наша страна – кладезь музыкальной истории, и она должна быть впереди всех, учитывая наш вклад в мировое музыкальное искусство. Но пока Италия воспринимается как кружок самодеятельности. В самой Италии, когда на телевидении заходит разговор о музыке, обсуждается эстрада и канцонетта, чья песня, при всем уважении, уже спета. А вот о Неаполитанской школе, Палестрине, Луке Маренцио никто не слышал. Но без того же Алессандро Скарлатти и Бах бы не состоялся».

В самой Италии, по словам Мути, культура находится в критическом состоянии. По статистике Италия занимает предпоследнее место (хуже только в Греции) в ЕС по проценту государственного финансирования, направляемого на культуру. «Мы предали свое прошлое! – говорит Мути. – Я надеюсь, что когда у меня состоится встреча с президентом Маттареллой, я смогу донести до него, а он человек сентиментальный, что музыку стоит культивировать в обществе, особенно среди молодежи. В нашей стране есть регионы, где театры закрыты, а выпускники консерваторий не могут найти работу. Италия заслуживает большего, особенно те молодые люди, кто избрал своим профессиональным поприщем культуру и работает на благо итальянского общества, Европы, мира. Моя жизнь близится к исходу, но я продолжаю этот бой, который веду уже более 50-ти лет. И у нас есть потенциал. Мы великий народ. Но для величия необходимо, чтобы больше людей видели его истоки».

Этим истокам европейской культуры и цивилизации – греческой и итальянской – и была посвящена «Ode an die Freude» («Ода к радости») Бетховена, Девятая симфония, исполненная в античном амфитеатре Одеон на склоне Акрополя. Построенный 19 веков назад Геродом Аттиком, знаменитым оратором, философом, учителем римских императоров Марка Аврелия и Луция Вера, амфитеатр был реконструирован в 1950-е годы и стал одной из самых притягательных в мире сцен, где выступали Мария Каллас и Пласидо Доминго, Георгиос Папандреу, Венский филармонический оркестр, балет Большого театра и многие другие. И так же, как в древние времена, когда 5000 зрителей собирались здесь на представления греческой трагедии, на концерте «Дороги дружбы» публика заполнила до отказа мраморные ряды амфитеатра, с которых открывался вид на живописно подсвеченные руины фасада сцены и тонущие в темноте акропольские пейзажи в окружении оливковых рощ. Сама идея поддержать Грецию, наглядно продемонстрировать всей Европе братский греко-итальянский культурный симбиоз не выглядела в этом антураже утопией. Как заметил Мути: «Мы знаем, что культура может быть сильнейшим оружием. Пушки стреляют и разрушают. Но каждый раз, когда очередной диктатор хочет поработить нацию, он первым делом лишает голоса людей культуры».

Девятая симфония прозвучала у Мути яростно, мощно, артикулированно, начинаясь со страшного обрушения оркестрового звука. Тревожные фоны падающего на diminuendo или вскипающего звука, красота кантилены и колоссальные crescendo, приводящие к огромному звуковому масштабу, подобному трагическому Року, нависшему над человечеством. В этой Девятой был и героический формат бетховенской музыки и чисто итальянская музыкальная красота, льющаяся белькантовским потоком у струнных.

В Скерцо Мути развернул картину микеланджеловского формата: рычащий звук оркестра начинал свой страшный полет, превращаясь в наваждение, кошмар – мелодию давили валторны, а энергия crescendo закручивала звук в жуткую воронку.

Адажио звучало просветленно, и императивный возглас мгновенно растворялся в величественном и мерном течении звукового потока – реки Вечности с ее первородной вневременной красотой.

Подводя к ликующему бетховенскому финалу, Мути собрал всю сокрушительную и героическую энергию симфонии, пока сквозь огненное пространство не пробился тихий безмятежный мотив «Оды к радости». Величественная и одновременно хрупкая, полная непокоя и ликования, пронизанная бодрым военизированным маршем и твердостью хорала, зачарованными, выпадающими из общего движения ritardando, эта Ода завершилась мощным апофеозом, напомнившем финалы великих итальянских опер.

Как заметила Кристина Маццавиллани-Мути, Европа сейчас переживает плохие времена. Но и у Греции, и у Италии есть шанс возродиться, воспрянуть, имея такое культурное наследие. Шиллер описывал Европу как братство. А в братстве создаются великие вещи, в том числе симфоническая музыка – наследие европейской культуры.

Волшебных формул не существует, но «Дороги дружбы» видят перспективу музыки и мира во встрече разных народов и культур. В следующем году «Дороги дружбы» проложат маршрут из Равенны в африканские страны: Эритрею и Эфиопию.

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии