Последний поезд в светлое будущее События

Последний поезд в светлое будущее

В «Ленкоме» открылся сезон премьерой Антона Яковлева

«Ленком» Марка Захарова входит в 96-й сезон с новым молодым главным режиссером, мастером музыкальных спектаклей Алексеем Франдетти. Это главная интрига (Алексей никогда не ставил на этой сцене) и главная надежда сезона. Драматический/музыкальный – в «Ленкоме» это всегда была тонкая грань. Многие спектакли, с которыми театр вошел в историю, –«Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Поминальная молитва» – созданы в найденной Марком Захаровым особой форме, в которой сильная драма сочетается с яркой авторской музыкой (в данном случае – Гладкова, Рыбникова, Глуза). Именно этот формат стал узнаваемым ноу-хау «Ленкома», его секретным оружием, фирменным стилем.

Сегодня, когда в театре начинается новая эра с Алексеем Франдетти, есть надежда, что линия Захарова будет продолжена. Во всяком случае, на сборе труппы было объявлено о двух музыкальных постановках Алексея: хип-хоп-опере «Маяковский» и спектакле по пьесе Марине Цветаевой «Приключение». Но, конечно, в сезоне ставить будет не только Алексей – приглашена целая когорта режиссеров, имена которых сегодня на слуху: тут и «свой» – артист и режиссер – Александр Лазарев, и работавший в целом ряде театров Марат Гацалов. А также два недавно назначенных руководителя московских театров (на Таганке и имени Гоголя) – Юрий Муравицкий и Антон Яковлев – тот самый и очень похожий, кстати, на своего незабвенного отца.

Премьерой Антона Яковлева «Последний поезд» театр и открыл сезон. Случайно или нет, но получилось как раз в той самой традиции. Душераздирающая драма, основанная на пьесе 1930-х «Уступи место завтрашнему дню» американки Виньи Дельмар, известная нам по спектаклю 1980-х «Дальше – тишина» с Раневской и Пляттом, превратилась в современный трагифарс. Пьесу переделывали Сергей Плотов и сам Антон Яковлев. Добавили музыку: композитор Иван Замотаев создал оригинальные вставки-интермедии между сценами для «надежды маленького оркестрика» (саксофон, банджо, труба, баян, туба, барабан). Получилось в духе музыки Нино Роты к фильмам Феллини. Оркестровые променады в интермедиях продолжают стендапы артистов, которые на несколько минут выходят из своих ролей, превращаясь в самих себя, и выносят на публику реальные истории из собственной жизни. Таким образом, форма пьесы значительно обновлена, а вот сюжет о двух стариках, оказавшихся у разбитого корыта, все тот же. Они обращаются за помощью к взрослым детям, которые не горят желанием помочь и в итоге отправляют родителей в дома престарелых, при этом пара должна расстаться навсегда. Сцена прощания главных героев Люси и Барка на вокзале становится мощнейшей кульминацией всего действия, и тут многое, если не все, делают артисты – Олеся Железняк и Виктор Раков. Не переигрывая, не пережимая, они показывают нам, что такое любовь, которая сильнее всего на свете. И им веришь.

«Это история притчевая, история человеческая, – считает Антон Яковлев, – она может происходить в любую эпоху. И хотя здесь Америка 1930-х, но если мы перенесем ее в другой исторический период, она будет читаться точно так же. Для меня эта пьеса о том, как люди могут сохранить себя в этом трагическом фарсовом мире, умудриться остаться людьми и пронести большое чувство через всю жизнь. Мне мало истории отцов и детей. Для меня это гимн любви».

И конечно, в разговоре с Антоном Яковлевым я не могла не затронуть Театр имени Гоголя, где он начинает свой первый сезон в качестве худрука. Конкретные премьерные названия Антон пока не назвал – обещал сделать это в конце сентября, а в остальном программа такова: тотальное обновление труппы («сейчас я набираю стажеров, которым до 30 лет, это и выпускники, и уже сложившиеся артисты»). Но и работа с теми артистами, которые остались от Гоголь-центра, а также теми, кто работал еще при Сергее Яшине (худруке Театра имени Гоголя до образования Гоголь-центра в 2013-м).

Далее: работа лаборатории на Малой сцене, где молодые режиссеры будут заниматься современной драматургией. Параллельно много всего будет происходить на Большой сцене: «Вообще, я хочу делать площадку для самых разных режиссеров, а не свой авторский театр, в котором я буду ставить по три спектакля в сезон».

Сам Антон Юрьевич планирует представлять как минимум одну премьеру: «У меня задача – делать театр. Художественный руководитель не просто режиссер. Ты становишься “папой”, который должен создать систему координат, запустить репертуарный процесс с внятной логикой этого репертуара. Теперь надо думать не только о себе, как я привык, путешествуя из театра в театр. Здесь придется строить свой дом – уже пора, после пятидесяти-то лет! Вообще, интересно строить с нуля, а у меня тут получается даже с уровня “минус один”!»

Надеюсь, у Антона Яковлева все получится. Хочется пожелать ему стать хорошим папой для своей новой театральной семьи!

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады