Постарайтесь не болеть События

Постарайтесь не болеть

На V Фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку», который проходит при поддержке Фонда президентских грантов, Государственный театр оперы и балета Республики Коми дебютировал с постановкой «Любовного напитка» Доницетти

Занавес открыт. Оркестр молча сидит. Зрители осторожно переглядываются. Уж не сломалось ли что-нибудь в «Новой Опере», как недавно в «Ревизоре»? Но вот дирижер проходит к яме… через зрительный зал. За ним – артистка-«режиссер». «Что ж вы тут задерживаетесь?» – «Да времена такие». Под невидимые за масками улыбки и слышимые аплодисменты Роман Денисов перешагивает через барьер, и так по-хулигански задорно начинается «Любовный напиток».

Уже по этому началу понятно, как режиссер-постановщик Илья Можайский рассчитывал захватить и держать внимание публики. В постановке, где, как говорят, задействована почти вся труппа театра, декорации переливаются яркими красками (благодаря художнику-постановщику Борису Голодницкому). Тут вам и паровозик из Ромашково, и от руки нарисованный – неслыханно! – задник с сельским пейзажем, и переливающиеся огоньки наверху (заслуга художника по свету Нелли Сватовой). В стилистике костюмов «смешались в кучу кони (в буквальном смысле) и люди» – от некоторых из них глаз не оторвать!

В духе нашей эпохи действие оформлено как съемочная площадка для фильма. Героев окружают статисты с массивной камерой и микрофонами, а дерганая в стиле хоум видео картинка транслируется на боковые экраны, куда персонажи то и дело беззастенчиво глазеют. Не сказать, чтобы от включения этих элементов что-то принципиально меняется в общей концепции, но приятно, что все «киношники» помещены в стороне от главных героев: композиция кадра всегда сделана так, чтобы зрительское внимание не отвлекалось от развертывания сюжета.

Так как в «Любовном напитке» очень мало действующих лиц, на них лежит большая нагрузка, особенно потому, что по воле Можайского они поют свои номера на двух языках – начинают на русском, а где-то к середине переходят на итальянский (при этом все диалоги только по-русски). Вообще, интересный выбор, своего рода компромисс, позволяющий обойтись без субтитров. Возможно, другим региональным театрам стоит подумать о таком решении… Если Неморино (Борис Калашников) в оригинале – молодой парень, который боится сделать первый шаг в жизни, то здесь весь его облик говорит, что он уже пережил лучшие годы, и Адина – его последний шанс. Он и свой коронный номер, романс Una furtiva lagrima («Слезы любимой видел я»), поет с отчаянием и надрывом в голосе. Его драматизм отлично контрастирует с уверенностью жестов и пробивающим звонким голосом Адины (Анастасия Морараш).

Нашим целеустремленным и искренним героям противостоит карикатурный бравый солдат Белькоре (Андрей Ковалев), которому, недолго думая, наклеили пышные гусарские усы, а больше и не требовалось. О своей гротескности певец отлично осведомлен, потому его интонации более естественные, не такие пафосные, какие бывают в более серьезных интерпретациях. Но самое вкусное, самое сладкое, тот незабываемый десерт – это все сцены с Дулькамарой. Дмитрий Степанович «украл» все зрительское внимание своей мимикой, танцевальными движениями и тонкими сменами интонации. Хотелось, не рефлексируя, наслаждаться перформансом. Публика была того же мнения, ему аплодировали значительно с большим энтузиазмом, чем другим.

Хотя эликсир на поверку всего лишь плацебо и сам по себе не является панацеей, но именно сейчас хотелось бы разом, по волшебству решить насущные проблемы, поражающие нас. Авторы проекта это почувствовали и вручили Дулькамаре, возможно, самые важные слова спектакля: «Постарайтесь не болеть!»

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии