Посвящение Генделю – приношение Богу События

Посвящение Генделю – приношение Богу

musicAeterna и Теодор Курензис представили в Петербурге музыкально-театральное действо

Центром проекта на этот раз был избран Георг Фридрих Гендель, что неудивительно – 340 лет со дня рождения, практически «круглая» дата. Названная организаторами «церемония посвящения» действительно стала актом преклонения перед Гением, грандиозным приношением Мастеру, осуществленным гигантским коллективом: оркестром и хором, танцевальной труппой musicAeterna Dance, артистами Академии имени Антона Рубинштейна (в том числе участниками первого набора). Космогонические масштабы, титанический размах, избитая «мистериальность» – все это давно стало неотъемлемыми спутниками замыслов Курентзиса. Этот проект не стал исключением.

Впервые программа была явлена летом на Дягилевском фестивале (о чем вышла статья в «Музыкальной жизни» №7-8, 2025), «обыграна» в Петербурге и в Москве, а далее ее услышат в городах Греции и Испании.

Универсальность композиторского гения Генделя коррелирует с запросами нашего века: современный «сверхчеловек» многофункционален (и до невероятности продуктивен). Так и Гендель – автор опер, ораторий, оркестровых сочинений на светские и религиозные сюжеты. Его жанрово-сюжетная всесторонность позволила выстроить программу-пастиччо из фрагментов – арий, хоров, симфонических эпизодов, – венчающих разные этапы его жизни. Единой нитью сквозь концерт проведена тема обращения к бессменному утешителю, освободителю душ, дарителю великого таланта своим созданиям – Богу.

Он проявляется во всем. Он – это одинокий свет, направленный на дирижерский пульт в начале концерта. Он – множество ламп (имитация свечей как воссоздание атмосферы времен Генделя) на пультах оркестрантов. Свет, указывающий на земных посланников – солистов и хор – и освещающий их путь, также является Его творением. К Нему артисты на сцене обращаются в молитвенной позе, поднимая руки и голову к небу, стремясь к ослепительному исцеляющему свечению. Он здесь, среди нас – это ощущение возникает благодаря передвижениям артистов по партеру. Стоит только обратиться, и каждый будет услышан.

Музыка возникает из пустоты, вселенского Хаоса – Прелюдия, плавно переходящая в арию одной из жен-мироносиц из оратории «Воскресение». Голос Татьяны Бикмухаметовой мягко разносился по залу, неразделимо сливаясь со вторившей ему скрипкой, а затем и с оркестром в его камерном составе. Некоторое нивелирование тембровой окраски голосов и инструментов, обнаруживавшееся на протяжении всей программы, соответствовало «обезличенности», характерной идее религиозной музыки. Отсутствие четко проговариваемых согласных – обычно минус (все-таки слова непонятны), но в данном случае плюс – не мешало потокам музыки, пускаемым от каждого отдельного артиста, впадать в единое звуковое море. Тотальная синхронность, доходившая до миллисекунд «спетость» и вовсе поразили. Артистические силы воспринимались как один организм, в общем порыве творивший одну Миссию.

Ария – тихий молитвенный зачин. Следовавший за арией хор –  славильный гимн, коронационный антем №1, написанный на библейский текст о помазании царя Соломона на престол. Теперь свет ослеплял. Он затухал лишь на следовавшей за хором арии Ангела из уже знакомой оратории «Воскресение». Такая драматургия света стала способом дифференциации торжественных и глубоко душевных фрагментов, в том числе внутри одного номера.

Владение акустическим пространством показали как Татьяна Бикмухаметова, бережно отправившая свой голос «в полет» по залу, так и Ангел – Ивета Симонян, продемонстрировавшая, кроме того, технические способности в сложных фиоритурах и умение отражать в голосе тончайшие динамические нюансы (артистка исполнила эффектное крещендо на сильном вибрато). Дуэтные сцены с Дианой Носыревой и Андреем Немзером раскрыли другое ее качество – согласованность (от accordo – «согласие»).

Диане Носыревой выпала роль исполнить первую тесно связанную с человеческими эмоциями арию: пробирающие до дрожи высокие ноты, трогающее сердце pieta, драматичный характер музыки и, безусловно, характерные для обычной жизни неожиданные контрасты (трагическое – внезапно веселое) – то, что отметило манеру исполнения артистки.

Юлия Вакула (звучное меццо), Ксения Дородова (сопрано с тонкой динамической нюансировкой), Софья Цыганкова (эмоционально убеждающее сопрано) исполнили свои сольные номера, украсив слух зрителей необычайно виртуозными, сложнейшими пассажами.

Без сомнений, поистине божественным откровением стал голос Андрея Немзера. Тип голоса – контратенор – сам по себе отличается уникальностью, а исполняемые артистом арии с изобилием патетических речитативных эпизодов, резких телодвижений, яркой мимики и даже с трагическим смехом раскрыли умение певца удержать эмоциональный накал. Однако в момент его ярчайшего высказывания оркестр, подхватывая инициативу, перехватил ее, перекрыв голос артиста.

Сценическое пространство состояло из трех уровней: первый – нижний, передний – занимал оркестр, дальше была площадка, на которой располагались хористы, и на возвышении находился куб с подсвеченными гранями. Движение артистов ничем не было ограничено: они ходили, садились на ступеньки (и ждали своей «очереди», создавая эффект услышанности того, о чем вещал солист), проходили сквозь жесткий каркас.

Введение же танцевального элемента (хореограф – Валентина Луценко) в проект со старинной музыкой – явление рискованное и спорное, тем более в виде современной хореографии. Пластичные движения, безусловно, как в зеркале отражали линии тел певцов, оркестра и дирижера, что выглядело органично… но не в соединении с музыкой. Импровизационная стихия танца все же создавала эффект противоречия ациональному характеру статичных аккордовых вертикалей и туттийных разделов.

Несмотря на это, финальная точка очевидна: танцовщики, находясь в кубе, после непродолжительной «борьбы» друг с другом, протянули руки к свету, взывая к Богу, а после их заключили в объятия поднявшиеся на третий уровень артисты хора. Они были услышаны Богом? Другими людьми? Или это бетховенский призыв к миру во всем мире? Неоднозначность трактовки заключения имела место быть на протяжении всей истории искусства. Одно понятно наверняка: все разрешилось во благо.

Люди в черном

Вырви кувшинку, Колен События

Вырви кувшинку, Колен

В Лилле поставили оперу Эдисона Денисова «Пена дней»

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы