В этом году пандемия чуть не нарушила план проведения церемонии: объявленный по стране локдаун грозил отменой, но благодаря авторитету и убедительности аргументов директора Кафедрального собора Веры Таривердиевой было получено разрешение Министерства культуры Калининградской области на формат концерта без публики с прямой онлайн-трансляцией. Александр Клевицкий, генеральный директор Российского музыкального союза, стратегического партнера премии, прислал видеообращение. «Мы рады поддержать премию “Органист года”, не имеющую аналогов не только в России, но и в мире. И поэтому ценность звания лауреата огромна».
Газета «Известия» назвала трансляцию событием недели: «Организаторы сделали максимум, чтобы трансляция была на высоте. Стоит отметить, что отдельная камера теперь направлена на ноги органиста, поэтому зритель может видеть, как музыкант играет на педальной клавиатуре». «Ярко, зрелищно, интересно», – такие комментарии в соцсетях от органистов, смотревших трансляцию в интернете, особенно важны: это оценка профессионального сообщества. Как и специальный приезд профессора Даниэля Зарецкого, лауреата премии «Органист года – 2020», который счел своим долгом выйти на сцену Кафедрального собора, чтобы поддержать коллег и рукопожатием, и участием в концерте.
Открылся вечер музыкальным прологом-приношением. В исполнении Евгении Кривицкой, органистки, главного редактора журнала «Музыкальная жизнь», прозвучали сочинения М. Таривердиева – «Домский собор» (из кинофильма «Старомодная комедия») и «Вальс» из балета «Девушка и смерть», на музыку которого ведущий церемонии награждения актер, режиссер Петр Татарицкий проникновенно прочел строки из «Завещания» Н. Гоголя: «О, будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка!..» Александр Соловьёв, Президент Фонда развития творческих инициатив – учредителя премии, подчеркнул, что «сегодня мы присутствуем на большом празднике Музыки, где в центре внимания “Его Величество орган”, звучащий в шикарной акустике Калининградского кафедрального собора».
До самого момента награждения сохранялась интрига, как же разделились номинации. Дипломом «За вклад в профессию» был отмечен народный артист России, солист Челябинской филармонии Владимир Хомяков. На концерте он поразил всех своей «Июльской импровизацией» – композицией, где царит мистика, разрастающаяся от тревожных всполохов до грандиозной звуковой вспышки.
Лауреатом в номинации «Дебют» стала Елизавета Бородаева из Санкт-Петербургской консерватории. Этой осенью здесь, в Калининграде, она одержала убедительную победу на Международном конкурсе органистов имени М. Таривердиева и теперь открыла хит-парад лучезарной Прелюдией и фугой ре мажор И. С. Баха.
В номинации «Персона» были отмечены заслуги Елены Приваловой – художественного руководителя фестиваля «Органные вечера в Кусково», ведущей авторской программы «Культурная среда» на Радио «Балтком». Она сыграла Прелюдию и фугу до минор Мендельсона, в которой романтическая страстность окантована рамками баховской полифонии.
В номинации «За самую оригинальную и концептуальную программу» выбор пал на солистку Томской филармонии Марию Блажевич, которая и в концерте-гала сыграла необычный номер – Фантазию на темы из оперы Бизе «Кармен», созданную Э. Лемаром.
Часть номинантов получили специальные призы. Награда «За просветительство» отправилась к Наталье Гольфарб, доценту Саратовской консерватории, «За создание культурных мостов» – к органисту, композитору, дирижеру Моше Ариэлю Ганелину (США / Россия), «За творческие эксперименты» – к студентке РАМ имени Гнесиных, победителю телевизионного Всероссийского конкурса юных талантов «Синяя птица» Стефаниде Ермолаевой (Москва). Музыканты порадовали зрителей онлайн-трансляции сочинениями французских композиторов – С. Франка, Ш. Видора и О. Мессиана.
«За организацию Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева и создание уникальной “территории” органа в Кафедральном соборе Калининграда» была отмечена специальным призом и директор Кафедрального собора Вера Таривердиева.
«Знак нашей премии – это легендарный орган в форме человеческой ладони. Он находится в церкви Снежной Мадонны во французских Альпах, символизируя бесконечность и безграничность органного искусства», – рассказала соучредитель премии Евгения Кривицкая. Она же вручила участникам сертификаты от российских филармоний, пригласивших лауреатов дать сольные концерты. Теперь их ждут в разных регионах нашей необъятной родины – в Белгороде, Твери, Омске, Челябинске, Томске, Перми. Кстати, всего в России 162 духовых органа, и все, что нужно знать о них, можно прочесть в энциклопедии «Органы России»: презентация третьего (!) издания также состоялась в рамках этого вечера.
«Орган – это инструмент многогранный, космический, вмещающий целую вселенную. И чем больше космоса в душах современных людей, тем важнее миссия современного органиста. В этом смысле важность премии трудно переоценить. Чем больше органов и органной музыки, тем меньше музыкального мусора вокруг нас», – подчеркнула в своем видеоприветствии Ирина Герасимова, генеральный директор – художественный руководитель Российского государственного музыкального телерадиоцентра – постоянного партнера проекта.