Поверил физикой гармонию События

Поверил физикой гармонию

Премьера оперы Николая Попова «Аскет»

В Театре «Практика» на территории Музея Москвы состоялась премьера оперы Николая Попова «Аскет» про Андрея Сахарова – центральное событие фестиваля SOUND UP

Для Николая Попова это уже вторая полноформатная оперная премьера за весну. Первой была Curiosity в Электротеатре Станиславский – и она, похоже, закрепится в репертуаре, по крайней мере, в июле ее можно будет увидеть снова. Какая судьба ожидает «Аскета», сказать пока трудно, но в том, что именно сейчас эта постановка оказалась как нельзя кстати, сомневаться не приходится. Создатели – а это, наряду с Поповым, еще режиссер Юрий Квятковский и драматург Михаил Дегтярев – называют свою работу «документальной оперой», и на первый взгляд это весьма точное определение, поскольку либретто действительно основано на биографии реального человека – физика и диссидента Андрея Сахарова и собрано из подлинных цитат – фрагментов писем ученого, публичных выступлений, фраз политиков и так далее. Однако из всех этих кусочков недавнего прошлого авторы складывают причудливую мозаику, где нехитрая фабула растворяется в сюрреалистических образах, эксцентричных визуальных и звуковых решениях. И событийная хроника вдруг перерастает в мистерию.

Подзаголовок спектакля – «Страсти по Андрею» – заставляет вспомнить не только о Евангелии и баховских пассионах, но и об одноименном фильме, позже переименованном под нажимом властей в «Андрея Рублева». У героя шедевра Андрея Тарковского и центрального персонажа Попова-Квятковского-Дегтярева действительно есть нечто общее: переживая душевный кризис и довольно четко артикулируя свою позицию, они тем не менее остаются в некотором роде пассивными наблюдателями разворачивающихся исторических событий. Скорбными свидетелями жестокости мира, которой, в сущности, им нечего противопоставить, кроме собственной аскезы и искупительных страданий. И не важно, что Сахарова и Рублева разделяют пять веков. Создатели «Аскета» вовсе не стремятся представить историю академика как сугубо советскую, прокладывают мостики и к Возрождению, когда был сожжен Джордано Бруно, и даже к античности. Но что цепляет еще сильнее– к нашим дням. Один из самых сильных эпизодов оперы посвящен «часам Судного дня» – символическому устройству, стрелки которого обозначают близость атомной войны. Грозные голоса возвещают, сколько осталось минут до полуночи, то есть до ядерного конфликта, в тот или иной момент истории. Кульминацией – максимальным приближением к точке невозврата – становится, как несложно догадаться, 2022 год, даром что Сахаров не дожил до этих событий и вряд ли мог их предвидеть.

В целом у авторов спектакля получился, конечно, не байопик, как можно было решить по синопсису, а свободная фантазия, не скованная ни временем действия, ни исторической канвой, ни жанром. Опера? Мистерия? Пассион? Перформанс? Всего понемножку. Символично, что главного героя играет не певец и даже не драматический актер, а перкуссионист Александр Суворов. Ему, правда, приходится еще и декламировать текст, но сама идея поручить ключевую роль в вокальной постановке непоющему исполнителю выглядит весьма смело и располагает к различным трактовкам. И, разумеется, здесь нет привычного оркестра, а вместо него, как и в Curiosity, – небольшой ансамбль музыкантов и электроника. Да и где, как не в истории про мятежного физика, задействовать синтезированный звук по максимуму? Кстати, можно предположить, что для Попова – руководителя Центра электроакустической музыки Московской консерватории – обращение к Сахарову было важно не только из-за диссидентской славы последнего, но и из-за первоначального научного амплуа академика. В интервью «Музыкальной жизни» композитор признавался: «Я гуманитарий, конечно. Воспитывался в такой среде. И это большая трагедия. Невероятно жалею, что не занимался более плотно физикой и математикой. Потому что для настоящего музыканта сегодня, в XXI веке, это необходимо». Занимаясь разработками на стыке точных наук и искусства, Попов в каком-то смысле становится коллегой своего героя, хотя, хочется верить, находки нашего современника никак не могут угрожать человечеству. Разве что – устоявшимся формам музыкального театра. Curiosity в этом плане была даже более революционна: там сценическое действие вырастало из «закулисья» – записей видеобесед авторов спектакля, нащупывающих концепцию будущей постановки. В «Аскете» же нет подобных провокаций, однако есть иное: абсурдность происходящего на сцене в какой-то момент кажется метафорой мира, слетевшего с катушек. Мира, где все прежние установки перестали действовать, а новые еще не выработаны. Мира на грани катастрофы. И опять мы возвращаемся к актуальности, если не сказать злободневности, искусства Попова. Подобно Римскому-Корсакову, написавшему «Кащея Бессмертного», а позже – «Золотого петушка» и точно отразившему настроения в обществе по поводу самодержавия, Попов создает подряд два масштабных художественных высказывания, которые при всех своих чисто музыкальных достоинствах сегодня не могут прочитываться в отрыве от главных мировых событий. Хотя, казалось бы, эксперименты со звуком – самая абстрактная и оторванная от жизни сфера. Но ведь и Сахаров, занимавшийся фундаментальными исследованиями и имевший все возможности дистанцироваться от общественных проблем, в итоге не стал закрываться от реального мира – напротив, пришел в него со своей проповедью.

Однако, что интересно: при всей авангардности музыкального языка Попов нащупал такую «интонацию», такие приемы, которые оказываются сегодня удобоваримыми не только для знатоков, но и для обычной публики, пришедшей в театр не на его музыку, а, скажем, на модного режиссера Квятковского. И пусть здесь нет ни арий, ни мелодий в привычном смысле, зрители сидят не шелохнувшись и после спектакля устраивают создателям долгую овацию. Так, может, все-таки можно поверить гармонию если не алгеброй, так физикой?

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди