В этом сезоне Театр оперы и балета Республики Коми отмечает 65-летие. И чтобы доказать, что эти годы были прожиты не зря, руководство наметило пять премьер. Две из них уже состоялись. Балет «Крик» по роману Александра Зиновьева вызвал резонанс самим фактом обращения к такому необычному сюжету, а также хореографией худрука балетной труппы Андрея Меркурьева и костюмами модного дизайнера Игоря Чапурина. И вот теперь – специально по заказу театра при поддержке гранта главы Коми в области театрального искусства и концертной деятельности – был создан мюзикл.
Как объясняет директор театра Дмитрий Степанов, «такими постановками мы хотим привлечь нового зрителя, молодежную аудиторию». И действительно, в зале были не просто молодые люди, но и школьники: они после премьеры фотографировались у афиши, с восторгом копируя танцевальную пластику артистов. Авторы – композитор Лора Квинт, поэтесса Лариса Рубальская и драматург Евгений Гаглоев – творчески подошли к заказу театра и фактически создали новую разновидность мюзикла, скрестив его с водевилем. Интересно, что в XIX веке в России этот род комедии с драматическими диалогами, пением и танцами прошел путь адаптации французских сюжетов на русский лад. Пьесы переводили, заменяя иностранные имена на родные, а чужие обычаи и нравы корректировали сообразно русской ментальности. В водевиле «Секрет Полишинеля» главный герой Антон Кургузов, наоборот, кичится своими французскими корнями и просит его именовать Антуан де Кургузье, а вывеску своего пансионата «У Демьяныча» меняет на «Полишинель».
Сюжет закручен сообразно законам жанра. Глава полиции ловит фальшивомонетчика Шпингалета и приглядывается к постояльцам пансионата – страннице-монашке Анфисе Егоровне, актрисе Полине Прокопьевне и студенту Алексею Захаржевскому.
Есть здесь и колоритная дама бальзаковского возраста Аграфена Кургузова, жена нашего новоявленного француза, играющая на собачьих бегах. У них в услужении состоит Прохор – типаж слуги-пройдохи, готовый объегорить своих господ. Для каждого из персонажей написано немало яркой музыки – лихие куплеты, лирические сентиментальные арии и дуэты, страстное танго, игривый галоп, веселая кадриль и зажигательный чардаш на стихи «Но за аншлаг и за успех выпить по рюмочке не грех». С последним утверждением точно не поспоришь.
Лора Квинт – мастер создавать простыми средствами богатый спектр стилистических аллюзий, которые будят воображение зрителей. Каламбурам и ироничным шуткам в диалогах отвечает музыка, богатая замечательными мелодиями. Тут есть и романсовые обороты, и отзвуки «Севильского цирюльника» Россини, но, главное, характерные интонации самой Лоры Квинт. Некоторые участники спектакля и зрители признавались, что мелодии из «Секрета Полишинеля» еще долго продолжали звучать в голове – и это, наверное, лучшая похвала для композитора.
Обаятельность партитуры подчеркнул оркестр под управлением Никона Родюкова. Молодой дирижер, учившийся в Екатеринбурге, работавший в Хабаровской филармонии, теперь приглашен в Сыктывкар и, судя по всему, имеет шансы сделать здесь хорошую карьеру. Он с удовольствием включился в водевильную кутерьму и даже в конце, повернувшись в зал, спел из ямы симпатичный куплет.
Старшее поколение хорошо знает классику советского кино: «Соломенную шляпку», «Лев Гурыч Синичкин» – и в этой стилистике выдержана постановка режиссера Мариинского театра, востребованной во многих российских театрах Аллы Чепиноги. Ее музыкальность, умение сыграть на контрастах, понимание жанра комедии положений, очевидная тщательная работа с артистами обеспечили вторую половину успеха постановки наряду с эффектной музыкальной партитурой.
Лаконичная декорация художника Эриха Вильсона представляет уголок патриархального русского городка: фасад домика с лестницей, ведущей на галерею второго этажа, отдельный погреб и заборчик палисада, за которым угадываются улочки, освещаемые старинными фонарями. В этом пространстве развертываются все перипетии истории, и перед артистами труппы театра ставится непростая задача мгновенно переключаться с пения, часто предполагающего активный танцевальный рисунок, на драматическую игру. Собственно, все, что думают, о чем мечтают герои, мы узнаем из их разговоров. Корпулентный полицейский Кондрат Аполлонович (Максим Палий) ищет себе симпатичную вдовицу лет пятидесяти для создания семьи, публикуя объявления в газете. Но в итоге находит даму сердца в лице записной кокетки Полины Прокопьевны (Дарья Гапонова). Алексей Захаржевский (Михаил Ярмольский) приехал увидеться с Марией Кургузовой (Яна Пикулева), хозяйской племянницей, с которой свел романтическое знакомство по переписке. Трогательная мелодия «Мария и Алексей» становится одной из сквозных тем, олицетворяющих наивные чувства героев. Темпераментом и актерской игрой запомнилась Галина Петрова в роли Аграфены – бой-бабы. Ее страсть к собачкам нашла выражение в уморительной «Собачьей польке», где фраза «Правильно поставь на кобеля» поначалу даже вызвала смятение в умах сыктывкарского околотеатрального общества. А вот публика хлопала в такт и подпевала, не смущаясь давно авторизованному в русской классической литературе слову.
Неожиданно самым интригующим персонажем стала набожная Анфиса. Никто не мог предположить, что эта тихоня (Ксения Шабалина) вдруг окажется дерзким фальшивомонетчиком Шпингалетом. Образ роковой женщины был подкреплен канканной пластикой (хореографы – Оксана Бащенко и Виктор Хохлов), буквально «сбившей с ног» Прохора (Михаил Сабирзянов). Два авантюриста, как говорится, нашли друг друга и сбежали, оставив в унынии Антона Кургузова (Николай Глебов). Репутация его степенного пансионата была основательно подмочена, а сам он в финале сделал впечатляющий каминг-аут, признав, что никакой французской родни у него нет. Такой вот «секрет Полишинеля» получился.
То, с каким азартом, зрители аплодировали особо понравившимся номерам, смеялись шуткам и устроили стоячую овацию в финале, говорит о том, что легкие комедии по-прежнему имеют право на жизнь и востребованы у аудитории. Для оперных артистов эта работа стала хорошим творческим опытом попробовать себя в непривычной театральной стилистике, а для режиссера Аллы Чепиноги – очередной победой. У театра большие планы: не только показывать на родной сцене, но вывезти спектакль на гастроли по Республике Коми, а может, и дальше – в Москву, в Москву.