Поймать убийцу в воздухе музыки Книги

Поймать убийцу в воздухе музыки

В издательстве «Композитор» вышел роман Ларисы Кириллиной «Мистер Смит и примадонна». Известный музыковед, профессор Московской консерватории, автор исследований о барокко и классицизме, биографий Бетховена, Генделя, Глюка, вдруг написала детектив, действие которого разворачивается в Венеции XVIII века, а на страницах появляются как выдуманные, так и реальные исторические лица. Немалую роль в повествовании играют образы искусства и архитектуры, поэтому редакция «Музыкальной жизни» предложила откликнуться на новинку искусствоведу – заведующей отделом графики XVIII –начала XX века Государственной Третьяковской галереи Ирине Шумановой.

Историческая фантазия Ларисы Кириллиной «Мистер Смит и примадонна» неожиданно открывает читателю новую грань исследовательского дара автора. Увлекательный жанр детектива и остроумный, тонкой работы текст вовсе не исключают серьезности в деталях и выверенности профессиональных характеристик – качеств, свой­ственных работам этого признанного знатока европейской музыки XVIII века.

Музыкант и иностранец – идеальная формула героя произведения. Герой, как и автор, воспринимает происходящее как бы со стороны, но одновременно ему удается быть в гуще событий и самых острых споров. Любимый ими обоими, Ларисой Кириллиной и ее персонажем, композитором Кристофером Смитом, Гендель – охранная грамота в мире венецианских страстей. Он постоянно присутствует в тексте и, словно ангел хранитель, оберегает Кристофера, направляет его в опасном расследовании. Позиция автора – сродни положению героя, оказавшегося на особом счету в изысканном венецианском обществе: благодаря работе с великим Генделем ему открываются все двери, доступны любые персоны.

Венеция в детективе многолика, текст романа воспринимается в том числе и как своеобразный гид по городу: в экскурсионную программу включено посещение опасных лабиринтов бедных кварталов, таинственных островов и великолепных палаццо знати.

Автор не просто хорошо знаком с историческими реалиями художественной ситуации в Венеции этого времени, но будто бы живет ими. Визуальный ряд произведения соткан из аутентичных живописных ассоциаций. Прогулки по городу погружают нас в атмосферу пейзажей, перед глазами всплывают ведуты Антонио Каналетто и Франческо Гварди. Описание музыкальных салонов вызывают в памяти картины Пьетро Лонги. В самом драматическом и выразительном эпизоде детектива – рискованном путешествии на остров Повелья – ощутимо и мощно звучит тема знаменитого полотна Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Использование этого, несомненно, анахронического источника выбивается из общей концепции историзма, и тут точно не скажешь, какие пристрастия автору важнее – живописные или музыкальные, какой «Остров мертвых» больше вдохновлял его – бёклиновский или рахманиновский.

То, что автором детектива является музыкант, следует не только из оперной фабулы романа. Текст полон музыковедческих вкраплений – сцен музицирования, профессионально безупречных разговоров о музыке, воспринимающихся абсолютно органично, учитывая род занятий главного героя. Музыкально и само восприятие мира автором, невероятно убедительно и естественно пользующимся звукописью: «Перед праздниками в городе царило хлопотливое затишье, как если бы весь оркестр старательно играл некое каприччио полушепотом – pianissimo, staccato e pizziccato, – перемежаемое то сонными паузами, то затаенным хихиканьем флейты, то невольно брякнувшим аккордом чембало». Как в музыке, в романе Кириллиной выверено композиционное строение текста, плетение сюжетных нитей, введение и развитие тем, расположение акцентов и пауз. Сам жанр этой исторической фантазии можно определить как «детектив, рожденный из духа музыки».

Лариса Кириллина. «Мистер Смит и примадонна». Историческая фантазия. М.: «Композитор», 2020. В оформлении обложки использована работа художника Андрея Ремнёва.

Вывели на свет Книги

Вывели на свет

Издательство «Композитор» выпустило книгу про одно произведение Владимира Горлинского

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья Книги

Владимир Резицкий. Былины джазового Поморья

Гнесинский проект Книги

Гнесинский проект

Воспоминания Елены Гнесиной переизданы в четвертый раз

Старое искусство на страже нового порядка Книги

Старое искусство на страже нового порядка

В издательстве «ПИТЕР» вышла книга об оперных спектаклях сталинской эпохи