Праздник к нам пришел События

Праздник к нам пришел

Музыканты из Екатеринбурга представили в ГРАУНД Солянке программу «Ночь после Рождества»

Большинство выпускников столичных консерваторий заточены на конкурсные выступления и доводят до блеска довольно ограниченный набор классических произведений. Далеко не все исполнители создают по-настоящему оригинальные программы, взаимодействуют с контекстом, историческим или вообще культурным. Концерт «Ночь после Рождества»,  представленный екатеринбургскими музыкантами в «ГРАУНД Солянке», – идеальный пример того, как можно сочетать музыку разных стилей и периодов.

При составлении тематических программ, и уж тем более новогодних, существует опасность, что все превратится в обыкновенный праздничный плейлист из всеми любимых произведений, без какой-либо интересной концепции. Но музыкантам из Екатеринбурга абсолютно точно удалось избежать такого банального сценария. Куратором концерта выступил Богдан Королёк – один из перспективных российских критиков, музыкальную составляющую представляли сопрано Ольга Семенищева и пианисты Герман Мархасин и Германн Фидлер.

Герман Мархасин и Ольга Семенищева

В их концерте тема Рождества раскрывалась не столько напрямую, сколько косвенно, интуитивно. Непосредственно с праздником были связаны наиболее традиционные опусы – песни Мориса Равеля и Габриэля Форе, а также фортепианная Маленькая сюита на Рождество Джорджа Крама. Остальные пьесы, не имеющие прямого отношения к теме, действовали скорее на ассоциативном уровне.

Несмотря на то, что большинство произведений вряд ли знакомы многим слушателям, эта программа совсем не казалась трудной для восприятия. Во-первых, потому что концерт получился компактным, а сочинения драматургически органично вытекали одно из другого, и во-вторых, благодаря невероятно артистичному выступлению музыкантов. Мархасин виртуозно лавировал между разными композиторскими эстетиками и очень убедительно играл на всех частях инструмента. В сюите Крама рояль из клавишного превратился в гибрид ударного и струнного, а в «Детских играх» Хельмута Лахенмана и Девяти багателях Юрия Красавина переосмыслялись самые простые типы структур (фактуры, фразы и т. д.). Восторг у публики вызвало выступление Фидлера: пьесу-страшилку Владимира Раннева «Пианино» он воплотил с неподдельной юношеской обаятельностью и веселостью. Если Мархасин показывал самые разные возможности звучания рояля, то Семенищева раскрывала контрастные вокальные стили: от позднеромантического в Равеле и Форе до почти что популярной манеры в песнях Джона Кейджа. Наиболее радикальными в этой программе оказались «Три детских сценки» Александра Мосолова – сочинение юмористическое и театральное, в духе знаменитого цикла «Детская» Модеста Мусоргского.

Германн Фидлер

С программой «Ночь после Рождества» музыканты до Москвы выступали уже в нескольких городах, но именно в «ГРАУНД Солянке» получилось еще очень интересное сочетание концерта с инсталляцией «Что делать?». Через объекты – наивные, пестрые и красочные, как новогодние поделки, – художники отвечали на простые и вместе с тем безумно сложные вопросы о том, как жить и находить что-то позитивное в сложных ситуациях. Концерт, где темы детства и праздника проходили красной нитью, вступал в диалог с экспозицией, и в нем тоже можно было найти если и не совет, то способ утешения.

Если возвращаться к главному вопросу инсталляции «Что делать?» и адресовать его музыкальным менеджерам Москвы, то им следует налаживать контакты с региональными исполнителями и всячески помогать ребятам с организацией концертов, а публике точно нужно следить за графиком выступлений екатеринбургских музыкантов и обязательно заносить эти даты в свои календари.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»