Опустевшие московские улицы и расцветающая наперекор всем вирусам природа – таким запомнится москвичам май 2020 года. День Великой Победы, всегда такой пафосный, шумный и многолюдный, переместился в виртуальное пространство. Нам обещали, что мы еще попируем, помаршируем, но пока нет уверенности в реалистичности этих планов.
Впрочем, каждый решал для себя тему праздника по-своему, иногда доходя до откровенных курьезов (таких как поход орловских водолазов по дну Оки с портретами морских пехотинцев). Своего рода фетишем стала песня «День Победы». Например, Российский национальный музей музыки вместе с Духовой ассоциацией затеял проект «Окно победы», предложив 9 мая в 12 часов дня всем желающим сыграть или спеть знаменитую мелодию Давида Тухманова из окон, с балконов квартир и домов или просто включить запись произведения… Энтузиасты могли записать это выступление и опубликовать видео в социальных сетях с хештегом #окнопобеды.
Юрий Башмет вместе с «Русским концертным агентством» Дмитрия Гринченко и Ассоциацией народных и хоровых коллективов РМС решили вопрос исполнения «Дня Победы» по-своему, предложив уникальное технологическое решение. Собрали инструментальные саундтреки 314 юных музыкантов и голоса певцов 38 хоров из 22 городов России и стран ближнего зарубежья. Наш прославленный альтист провел презентацию в Российском фонде культуры и объединил звучание этой многоканальной фонограммы (ее сводила команда из 25 звукорежиссеров) с пением «вживую» солистов Молодежной оперной программы Большого театра. Получилось масштабно и духоподъемно.
Пожалуй, одну из самых универсальных концепций предложила Московская консерватория, в стенах которой ежегодно, начиная с 2013 года, проходит Международный открытый фестиваль искусств «Дню Победы посвящается…» «Когда в середине марта стало очевидно, что мы не сможем провести фестиваль в обычном формате, то стали думать, как его переформатировать», – рассказал его художественный руководитель, профессор Александр Соловьёв. – Для меня большим стимулом стали слова Наталии Родионовны Малиновской, дочери легендарного советского маршала, которая на протяжении всех восьми лет существования фестиваля писала в наши буклеты статьи настолько пронзительного свойства, что они пробивали броню любого скептицизма. Когда она мне задала вопрос: “А в этом году, несмотря на все карантинные меры, фестиваль будет?” – то для меня в ее вопросе уже содержался ответ. Так что Московская консерватория приняла решение провести фестиваль в экранном формате, благо в архивах Фонда развития творческих инициатив хранилась видеолетопись программ прошлых лет. Конечно, не дай Бог, но их может хватить и еще на парочку онлайн-фестивалей».
В 2017 году этот фестиваль получил премию Министерства обороны РФ в номинации «Культурно-просветительские проекты», потому что, как выяснилось, провести «правительственный концерт» с патриотическими песнями может любая организация. А вот планомерно исследовать, как тему войны осмысляли в литературе, музыке, театре, находить оригинальные художественные решения – для этого нужно собственное неформальное отношение к истории, патриотизму. «У нас были музыкально-драматические спектакли, кроссоверные проекты, традиционные военные песни звучали в новых аранжировках. То есть, помимо прочего, фестиваль еще несет в себе созидательную функцию: мы не перепеваем то, что уже давно всем известно, а делаем новый шаг в осознании этой великой темы».
Нынешняя афиша составлена, исходя из принципа жанрового контраста и презентации знаковых персон, всегда охотно откликающихся на приглашение выступить в Большом зале консерватории. На первом концерте «Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим!» как раз прозвучали те самые аранжировки песен и номера со сценическим движением, которыми славится Камерный хор Московской консерватории. Приняв участие в этой программе, свою активную гражданскую позицию вновь подтвердила пианистка Екатерина Мечетина. В концерте-спектакле «Хотят ли русские войны?» историю молодого солдата, призванного на фронт и дошедшего до Берлина, драматически сыграли, спели артисты театров «Ленком» и Моссовета опять-таки совместно с Камерным хором МГК. 9 мая – в День Победы – транслировалось выступление прославленного Ансамбля песни и пляски имени А.В.Александрова под управлением полковника Геннадия Саченюка. Тема блокады была заявлена в программе «Ленинград и Победа», ставшей авторским вечером петербуржца Якова Дубравина. Личное участие известного композитора внесло очарование и добавило аутентичности интерпретациям Женского хора Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н.А.Римского-Корсакова под управлением Сергея Екимова. Особые восторги зала (и это зафиксировала камера) вызвало появление на сцене зажигательной джазовой певицы Этери Бериашвили. Завершила фестиваль трансляция записи программы с участием легендарной Александры Пахмутовой и Симфонического оркестра Министерства обороны РФ. И здесь подход оказался нетривиальным – звучали академические партитуры нашей главной песенницы: трогательная прелюдия «Памяти подольских курсантов» и симфоничный Концерт для трубы в шедевральном исполнении Владислава Лаврика. И лишь потом – ее знаменитые мелодии: «Беловежская пуща», «Во имя жизни» и другие, причем в исполнении топовых оперных певцов – Венеры Гимадиевой, Алексея Татаринцева, Андрея Жилиховского.
«Дню Победы посвящается…» – 2020 порадовал и новинкой – дистанционным студенческим фестивалем «Память музыкальных сердец» (автор – Ярослава Кабалевская). В двухдневный марафон 8 и 9 мая вошла традиционная «Вахта памяти», разумеется, тоже онлайн, без выезда в Смоленск и Ельню, где сражались консерваторцы. Но в память о них был подготовлен короткометражный фильм «Консерваторский Бессмертный полк», показаны концерты из БЗК – «Молодые звезды консерватории»; музыкально-литературная композиция по фильму «Собибор» с музыкой Кузьмы Бодрова в исполнении Симфонического оркестра «Новая Россия» и концерт-спектакль «Дорогами Высоцкого» с участием актера Никиты Высоцкого, представивший наследие любимого барда в совершенно новом ракурсе – в хоровых аранжировках с участием органа и автора этих строк. Все это транслировалось на сайте Московской консерватории, YouTube-канале телевидения МГК и осталось пока в открытом доступе для зрителей.
«Мы живем в период серьезной турбулентности, но, несмотря на это, есть определенные константы, которые не подлежат никакой ревизии, – размышляет Александр Соловьёв. – К таким относится ежегодное празднование Дня Победы, вне зависимости от юбилейности даты. Естественно, что сменяются поколения, но важно, как наши потомки будут через призму прошедших лет смотреть на те удаляющиеся события. Поскольку эхо войны не становится глуше, но, по мере отдаления событий, оно становится все более пронзительным».