Праздник народного искусства События

Праздник народного искусства

На базе Уральского центра народного искусства имени Е.П.Родыгина в Екатеринбурге прошел Второй Уральский форум национальных оркестров России

Столица Урала, как и на первом аналогичном форуме, состоявшемся чуть более года назад, собрала в очередной раз не менее яркие профессиональные оркестры и ансамбли народных инструментов нашей страны. Форум – это конференции, мастер-классы, открытые уроки, а также многообразная дискуссия по актуальным вопросам народно-оркестрового исполнительства, концерты ансамблей и оркестров.

В отличие от Первого Уральского форума, на Втором появились иные формы работы: концерт-премьера с программой лауреатов I Всероссийского конкурса композиторов «Время оркестра народных инструментов», мастер-классы на видовых инструментах, таких как домра-альт. Многочисленные зрители увидели  блистательные выступления и очень интересный видеоряд с привнесением элементов театрализации: на сцену выходили Красноярский филармонический русский оркестр имени А. Ю. Бардина, возглавляемый ныне Валерием Шелеповым, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, которым уже несколько десятилетий руководит Анатолий Шутиков, Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова под управлением Владимира Андропова, а также Уральский государственный русский оркестр (главный дирижер – заслуженный деятель искусств России Леонид Шкарупа).

Широко были представлены и лучшие ансамблевые коллективы русских народных инструментов Урала – квартет «Урал» под управлением Михаила Уляшкина, ансамбль народных инструментов «Русичи» Юрия Луканина, ансамбль «Изумруд», ориентированный на постоянное творческое общение с молодежной аудиторией (художественный руководитель – Михаил Сидоров).

Кульминацией выступлений стало завораживающее музыкальное действо, в котором на одной сцене были объединены эти выдающиеся национальные коллективы в сводный оркестр, состоявший из 150 участников и четырех дирижеров. Он звучал как единый, целостный музыкально-художественный организм, как будто совместные репетиции проводились многие месяцы! Это ли не свидетельство того высокого профессионального уровня, которого в наши дни достигло народно-оркестровое исполнительство?

В программе Второго Уральского форума, организованного при активной поддержке Министерства культуры Свердловской области с целью создания плодотворной творческой атмосферы профессионального общения между дирижерами, деятелями в области народно-оркестрового и ансамблевого искусства, большое внимание было уделено осмыслению вопросов коллективного исполнительства на русских народных инструментах. С этой целью в течение двух дней проходила научно-практическая конференция «Национальные оркестры России в современной реальности».

Задача проведения такой конференции, наряду с выявлением лучших достижений концертного искусства в оркестрах и ансамблях русских народных инструментов, представляется особенно важной. Сегодня перед нашим обществом остро стоит задача сохранения этических и эстетических ценностей многонационального народа России и важнейшим средством для этого является постижение сокровищницы отечественного музыкального творчества, национальных музыкальных инструментов, осмысление их истории. Поэтому отрадным было широкое участие в конференции ведущих исполнителей на народных инструментах, художественных руководителей и главных дирижеров оркестров, музыкантов-исследователей, ученых, изучающих процессы развития народно-оркестрового исполнительства в России.

В качестве докладчиков, ведущих мастер-классов и участников дискуссии выступили видные деятели искусств и культуры: Владимир Андропов (Москва), Сергей Лукин (домра, Москва), Михаил Горобцов (домра-альт, Москва), Андрей Горбачев (балалайка, Москва), Владимир Шкуровский (Москва), Михаил Имханицкий (Москва), Виктор Дукальтетенко (баян, Санкт-Петербург), Анатолий Шутиков (Казань), Анатолий Винокур (открытый урок по дирижированию, Краснодар), Валерий Шелепов (Красноярск), Маргарита Рачковская (Красноярск), Владимир Бычков (Челябинск), Леонид Шкарупа (Екатеринбург), Вячеслав Карташов (Екатеринбург) и Светлана Мусафина (Екатеринбург), Елена Агащук (Тюмень).

Квартет «Урал». Художественный руководитель – заслуженный артист России Михаил Уляшкин

Проблематика охватывала разнообразные проблемы. Одна из них – недостаточное внимание к профессиональным оркестрам в обществе, со стороны государственных каналов телевидения и радиовещания. Важной темой стал вопрос недостаточно национальной идеологии, выраженной в государственных документах по управлению культурой и связанной с сохранением народных традиций в академическом исполнительстве. Также рассматривались вопросы продвижения и характера нового репертуара, вопросы маркетинга, квалифицированной подготовки артистов оркестра, проблемы музыкального детского образования.

Приоритетной сегодня видится задача введения на уроках музыки в общеобразовательных школах обучения детей игре на народных инструментах. Для ее решения необходимо сделать многое: наладить промышленное производство детских русских народных инструментов, подготовить педагогов, владеющих необходимыми практическими навыками. Музыкальные факультеты и отделения педагогических институтов и училищ с такой глобальной задачей справиться не смогут. Нужно переориентировать учебные планы и методические пособия на обучение народным инструментам и созданию на этой основе русских народных оркестров во всех общеобразовательных школах России, особенно в центральных регионах России, Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Союз композиторов России может взять на себя миссию организовать композиторский конкурс на создание высокохудожественных и вместе с тем поначалу несложных произведений и инструментовок для детских оркестров.

Кроме того, есть необходимость в переиздании наиболее ценных нотных материалов: например, в Челябинске талантливым дирижером В. И. Лавришиным и другими музыкантами было создано более пятнадцати замечательных сборников для таких коллективов.

Не менее важно, чтобы на радио и телевидении появлялись просветительские передачи (в советское время выходили «Играй, мой баян», «Голоса народных инструментов» и другие). Главное – акцент не на развлекательной музыке, созданной по принципу «эстетики сувенира», а на талантливых композиторских произведениях.

Чрезвычайно актуальной задачей в наши дни становится воспитание аудитории слушателей. Речь идет о посещении педагогами и учащимися концертов выдающихся исполнителей на народных инструментах. Это должно стать важнейшим сегментом процесса обучения, а не просто личной инициативой педагогов.

Все отмеченные принципы, как подчеркнули участники конференции, послужат залогом дальнейшего успешного развития важнейшей сферы национального музыкального творчества России. В настоящее время Уральский центр народного искусства имени Е. П. Родыгина уже готовится к Третьему Уральскому форуму национальных оркестров России, который пройдет в 2024 году.

На фото сверху: Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан. Художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Анатолий Шутиков

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale

Я вам пишу – и это все События

Я вам пишу – и это все

Театральное агентство «Арт-партнер XXI» возобновило спектакль «Онегин-блюз» на сцене Театра эстрады

Узнанные имена События

Узнанные имена

В «Сириусе» завершился конкурс «Созвездие»