Пражская симфония События

Пражская симфония

Как сэр Саймон Рэттл подружился с Чешским филармоническим оркестром

Февральские события этого года надолго останутся в памяти музыкальной Праги: сам Саймон Рэттл пожаловал на берега Влтавы. Ажиотаж, вызванный серией его концертов, сравним с состоянием эйфории, которое охватывает католическое сообщество той или иной страны в ожидании визита Папы Римского: билеты, вплоть до мест, специально отведенных для публики с ограниченными возможностями, исчезли вскоре после старта продаж. Запоздалый дебют Рэттла с Чешским филармоническим оркестром, одним из старейших в Европе, несколько парадоксален: по идее, родственные связи давно должны были установить самые теплые отношения Рэттла с музыкальным сообществом Моравии и Богемии (супруга дирижера и его творческий единомышленник – певица Магдалена Кожена – уроженка Брно). И сам дирижер, неспешно прогуливаясь по Рудольфинуму, восторгаясь его элегантным убранством в стиле неоренессанс, кажется, недоумевал – в мире осталось не так много оркестров топ-класса, с которыми ему еще ни разу не довелось выступать.

Но нужно отметить, что Рэттл застал Чешский филармонический на новом витке творческой активности: с сезона 2018/19 оркестр под крылом у Семена Бычкова. Их первый творческий контакт произошел в 2013-м. Восторженный ценитель музыки Чайковского, Бычков сразу ангажировал коллектив на монографический проект, посвященный русскому классику и его оркестровым пьесам. Итогом совместной работы станет box set на лейбле Decca; релиз последнего диска ожидается в этом году. Бычков прекрасно изучил потенциал Чешского филармонического, сумел быстро привести оркестр в тонус, разбудить в людях дремавшую энергию. Чувство взаимной симпатии между дирижером и его подопечными, единый порыв в сотворчестве отметила критика, которой довелось увидеть чехов под руководством Бычкова в совместных турах по Штатам и Европе. «Это начало новой эры!» – восторженно отзывалась американская пресса. Так что появись Рэттл на пару сезонов раньше, его взору предстала бы несколько иная картина.

Кроме Малера, в подарок чешской публике Саймон Рэттл продирижировал наизусть симфоническую поэму «Золотая прялка» Дворжака

История Чешского филармонического оркестра неразрывно связана с личностью Рафаэля Кубелика, одного из выдающихся интерпретаторов музыки Густава Малера. Бычков прекрасно об этом помнит, поэтому, провозглашая курс на возвращение к истокам, называет приоритетным малеровский цикл, который будет воплощаться в программах ближайших сезонов. Прага для этой затеи подходит как нельзя лучше: в этом городе началось восхождение Малера к вершинам дирижерского искусства – 25-летний Густав был приглашен сюда Театром немецкой оперы в 1885 году; в последний раз местная публика видела композитора на премьере его Седьмой симфонии в 1908-м. Фигура Малера всегда оставалась почитаемой чешским и немецким музыкальным сообществом Праги, и это было взаимно. На весну Бычков оставил прощальную Девятую симфонию, а осенью весьма успешно продирижировал эпическую Вторую «Воскресение». Рэттл же для своего дебюта с Чешским филармоническим отдал предпочтение «Песни о земле», хотя, погружаясь в ностальгию по прошлому, маэстро любит повторять, что именно Вторая зажгла в нем страсть к партитурам Малера и сыграла решающую роль в выборе профессии. «Однажды Малер пришел в мой дом и остался там жить навсегда, – признается Рэттл. – Для его музыки не требуется переводчик. Но нужно свято верить в то, что он говорит, особенно в тех его симфониях, которые дирижировал сам».

Рэттл любит экспериментировать, смешивая краски, и в его прочтении «Песни о земле» это качество задает основную тональность. В середине 90-х дирижер осуществил запись этого малеровского шедевра в альтернативной, но санкционированной самим автором версии для тенора и баритона (Петер Зайфферт и Томас Хэмпсон). Прохладно встреченная приверженцами классического варианта (тенор и меццо-сопрано), она, тем не менее, выдержала переиздание десять лет спустя.

Самая свежая запись Рэттла «Песни о земле» появилась в прошлом году, вскоре после выступления в Мюнхене с Симфоническим оркестром Баварского радио. Сделав ставку на Магдалену Кожену и Стюарта Скелтона, дирижер не только не ошибся в выборе солистов, но явил музыкальному миру выдающееся исполнение одного из самых важных произведений западноевропейского позднеромантического репертуара. Еще никогда «Песнь о земле» не звучала с такой чувственностью. Ласкающий тембр голоса Кожены, но более светлый и легкий в сравнении с тем, на который ориентировался сам Малер, кажется, идеально подошел для смешивания с оркестровыми текстурами. В конт­расте с впечатляющим героическим тенором австралийца Скелтона Кожена прекрасна в выражении меланхолического духа, ее голосоведение изящно, выразительно и небанально. Медитативное самосозерцание, точно пойманное Коженой, эмоциональная аскетичность в трансцендентной заключительной части симфонии – «Der Abschied» («Прощание») – все это воскрешает в памяти хрупкие женские образы Пёрселла и Монтеверди (все же певица до того, как перейти в категорию классического крепкого меццо, специализировалась на барокко). Видимо, Рэттл намеренно добивался подобной аналогии: дирижер не раз признавался, что для него «Песнь о земле» являет собой квинтэссенцию всего самого лучшего в современной Малеру музыке, но также содержит в себе отсылки как к векам минувшим – к эпохе Монтеверди, так и к XX веку, где укорененный в своем времени Малер имел все шансы предстать как композитор будущего.

Все то ценное, что было в исполнении в Мюнхене, к сожалению, не получилось полностью перенести в Прагу. Вероятно, леди Рэттл неважно себя чувствовала в эти дни. Ей удалось почти ювелирно спеть несколько моментов пианиссимо, но в целом ее голосу недоставало наполненности, силы, объема, выразительных качеств. Кожена мужественно боролась с виртуозными требованиями вокальной партии, но удачным ее выступление назвать сложно. Середина четвертой части «Von der Schönheit» («О красоте») вышла совершенно скомканной – певице пришлось срываться на декламацию из-за запредельно быстрого темпа. Новозеландец Саймон О’Нил выглядел более убедительно. Вагнеровский героический тенор, он решительно поднимался над массивной оркестровкой во вступительной части «Das Trinklied von Jammer der Erde» («Застольная песня о горестях земли») с ее предательски высокой тесситурой и в пятой «Der Trunkene im Frühling» («Пьяный весной»), но в центральной песне «Von der Jugend» («О юности») голос его смягчался, словно боялся разрушить момент идиллического счастья. О’Нил обладает исключительной способностью углубляться в текст, наполнять его смыслом, соединять его с экзистенциальным характером музыки. Единственное, чего ему не хватило в пражском Малере, – большей деликатности в высоких регистрах.

Главный герой вечера, Саймон Рэттл, дирижирует «Песнь о земле» вот уже сорок лет. «Для меня эта музыка – как огромный корабль, парящий над водной гладью. Она не принадлежит нашему миру, но будто транслируется откуда-то из других сфер в бесконечность», – так поэтично говорил он в одном из интервью. Пророческая природа этой музыки наиболее ярко обнаруживает себя в финальной части, в которой Рэттл постарался подсветить гармоническую смелость и модернистские штрихи оркестровки Малера. И с какими бы трудностями ни сталкивались певцы, Рэттлу удалось мобилизовать все оркестровые силы так, чтобы философское, исполненное трагического пафоса финальное «Der Abschied» прозвучало с нужной силой.

Редакция благодарит администрацию
Чешской филармонии за сотрудничество.

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»

Opus 52: за сценой и немного баек События

Opus 52: за сценой и немного баек

Фестиваль новой музыки в Нижнем Новгороде собрал яркий международный состав

В поисках души События

В поисках души

Урал Опера Балет открыл сезон премьерой «Набукко»

«Спартак» на новом поле События

«Спартак» на новом поле

Шестой фестиваль «Видеть музыку» открылся балетом Хачатуряна «Спартак»