Предостережение События

Предостережение

Жан-Кристоф Майо представил в Монако новую версию «Коппелии», поставленную специально для Балета Монте-Карло – труппы, которой он руководит уже 27 лет. Новогодние показы в Форуме Гримальди шли на аншлагах, с оглушительным успехом, в присутствии монакской принцессы Каролины. Ольга Русанова посмотрела спектакль дважды, но готова смотреть еще – настолько много в спектакле смыслов, находок и изюминок.

Майо хорошо знаком российской публике – и по гастролям в Москве и Петербурге (в том числе совсем недавним – на фестивале «Дягилев P. S.» c вечером-оммажем В. Нижинскому), и по спектаклю «Укрощение строптивой», который он поставил специально для Большого театра в 2014 году. В последнее время мастер выпускал все больше работы малого формата, поэтому «Коппелия» – во многом знаковая вещь, означающая возвращение хореографа к большому сюжетному балету.

Классическую «Коппелию» хореографа Сен-Леона на музыку Делиба образца 1870 года Майо, можно сказать, перелицевал полностью. Наизнанку вывернуто практически все, начиная с названия, – ведь в афише не «Коппелия» вовсе, а «Coppel-i. A.», где последние две буквы расшифровываются как «искусственный интеллект» (artificial intelligence). Музыка тоже изменена до неузнаваемости. Для ее создания хореограф пригласил своего старшего брата, композитора Бертрана Майо, с которым они и раньше сотрудничали, но впервые вместе создали большой сюжетный балет. Партитура примерно на 60% состоит из мелодий Лео Делиба – узнаваемых, но полностью переаранжированных. Оставшиеся 40% – это авторская музыка Бертрана, написанная современным языком, с помощью электронных технологий, но весьма мелодичная. Все ингредиенты мастерски переплетены воедино, и все вместе слушается как цельное произведение, без швов.

Далее – в либретто, которое заново сочинил сам Жан-Кристоф Майо (в соавторстве с Ж. Стаке), Коппелиус создает не куклу, а искусственный интеллект в облике девушки неземной (в прямом и переносном смысле) красоты – ту, что в итоге убивает его. Так незатейливый комический балет превращается в глубокий философский спектакль. Финал трагичен, страшен и при этом открыт. Что Коппелия сделает дальше? Кто станет ее следующей жертвой? Как далеко может зайти искусственный интеллект? Запомним эти вопросы, к которым мы еще вернемся.

Согласимся, сочинить большой сюжетный балет (а «Coppel-i. A.» – это полновесные два акта), к тому же с абсолютно новой хореографией (хотя и с пиететом по отношению к классическому первоисточнику, на пуантах) сегодня мало кому подвластно. Но Жан-Кристоф сумел создать произведение не просто оригинальное, а многоплановое: глубокое, живое, актуальное и остроумное. Но самое главное – это настоящий балет. Хореограф демонстрирует невероятный полет фантазии, он не экономит, «не цедит» движения по чуть-чуть, как это часто бывает, не разбавляет их пантомимой, драмой, видео etc., а щедро наполняет спектакль, кажется, бесконечными танцевальными находками и изысками.

Балет смотришь буквально с открытым ртом, боясь моргнуть, чтобы ничего не пропустить – настолько велика здесь плотность хореографических событий. Много ассоциаций возникает, конечно, с «Укрощением строптивой», но вовсе не тех, о которых вы подумали, – это не повторы, а просто яркий узнаваемый стиль Майо: например, его ирония. «Да, я не хотел делать все всерьез. Мне важно, чтобы публика считывала смыслы и идеи на нескольких уровнях. Не только непосредственно то, что видит на сцене, но и нечто, выходящее за пределы спектакля, нечто большее», – сказал он мне по этому поводу. Или его драматургически точно выстроенные, динамичные дуэты и трио, в которых герои любят, ссорятся, ревнуют, выясняют отношения. Ярчайший пример: дуэт-ссора жениха и невесты, Франца и Сванильды (из-за Коппелии, в которую влюбляется Франц), переходящий в трио: появляется властная и немного комичная мать невесты – персонаж, придуманный Жан-Кристофом. Она активно вмешивается в отношения молодых, «продавливая» свои решения и настаивая на свадьбе (блестящая работа Мимозы Коике). Образ Франца (Симоне Трибуна) тут двойственен: он и герой-любовник, и горе-влюбленный, хореограф явно иронизирует над ним, хотя делает это мягко и незлобиво. Танец Франца прописан детально: выразительные движения рук, ног, головы, эффектные прыжки, в дуэтах – оригинальные поддержки, порой напоминающие элементы фигурного катания (например, тодес). Постарался Майо и для Сванильды (Анна Блэквелл): ее роль в балете велика, танца много, а сам образ вылеплен нарочито прямолинейно, без подтекстов и вторых смыслов – это просто симпатичная девушка, которая очень рвется замуж.

Вообще, балет резко делится на два «мира», очень разных, но постоянно сталкивающихся. Первый – реальный и приземленный: это все, что крутится вокруг свадьбы Франца и Сванильды: мама, гости и друзья. Среди них – еще один выдуманный Жан-Кристофом Майо забавный персонаж – жеманный Леннар, затесавшийся «друг» среди подружек невесты (в остроумном исполнении Леннарта Радтке). В этом мире обычных людей звучит музыка Делиба, а сценография и костюмы белого цвета.

Вообще, то, что сделала на сцене Эме Морени (сценограф и художник по костюмам), заслуживает отдельного разговора. Сценография здесь довольно абстрактная, она подчеркивает универсальность и философскую подоплеку истории. Мы видим громадные окружности на заднике сцены, изумительно и очень по-разному подсвеченные (свет – Ж.-К. Майо и С. Тери). Что это? Солнце, луна, неизвестная планета? Не столь важно – важно, что это что-то глобальное, обобщенное. Во втором действии линии круга съезжаются и разъезжаются, напоминая то гигантский «глаз», который будто следит за нами, то огромное «яйцо», в которое, как в «черную дыру», и удаляется в финале Коппелия, задушившая своего мастера. Сценография эффектна и, конечно, работает на общую идею спектакля, в котором с реальным миром людей все время сталкивается мир Коппелии и Коппелиуса – подчеркнуто фантастический, неземной.

Это в их мире звучит «космическая» музыка, созданная Бертраном Майо, а декорации и костюмы в основном в «инопланетных» серебристых тонах. И, конечно, у героев этого мира особая, совсем другая танцевальная стилистика: у Коппелиуса – стелющийся рисунок танца, поразительно пластичный и яркий (талантливая работа Матея Урбана). Но самая удивительная по выразительности, образности – пластика заглавной героини (фантастическая работа Лу Бен). Стоило ей только появиться в самом начале – в обтягивающем серебристом трико и гладкой шапочке, как эта странная «инопланетянка» сразу завладевает вашим вниманием, завораживая холодной чувственностью и идеальными формами. Вначале движения ее угловаты, неловки, как бы конвульсивны. Но рядом учитель, и вмешивается, терпеливо «правит», показывает, как надо. Первый же дуэт Коппелии и Коппелиуса поражает полифоничностью: перед нами два сильных контрастных характера, у каждого – свой рисунок танца. Эффектное начало задает планку всему действу, и создателям удается не снизить ее ни на миллиметр. Образ Коппелии между тем все набирает обороты, «растет», танец становится более пластичным, самостоятельным, более «человеческим», и в конце она в каком-то смысле «переигрывает» своего учителя и создателя.

Что касается Коппелиуса, то в спектакле Майо персонаж значительно укрупнен, усилен. Мне показалось, что хореограф это сделал неспроста. Я напрямую спросила его: «Коппелиус – это вы?» Он не задумываясь ответил: «Конечно. Хореограф всегда немного Коппелиус, а танцовщики – в каком-то смысле его создания. И он мечтает лишь о том, чтобы однажды появился кто-то совершенный, тот, что сможет достичь идеала».

А теперь вернемся все-таки к финалу. В классическом балете дело заканчивается свадьбой, а здесь, напомню, убийством. Я решила поинтересоваться у Жан-Кристофа, был ли этот страшный исход событий единственным? Как выяснилось, нет, был и другой вариант финала, более оптимистичный, без кровавой развязки. Но маэстро от него отказался, потому что «искусственный интеллект, по крайней мере, я так считаю, опасен, и я хотел это подчеркнуть». Однако история Коппелии не отпускает Жан-Кристофа, и он по секрету сказал мне, что уже задумывает сиквел – «Коппелию-2».

Ну и напоследок отличная новость. Этот балет-предостережение об одной из самых серьезных опасностей сегодняшнего дня – искусственном интеллекте – покажут и у нас в 2021 году на фестивале Dance Open в Санкт-Петербурге. Ура!

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории