«Международная неделя консерваторий» – проект, не имеющий аналогов в мире. До 2 ноября на лучших концертных площадках города студенты и известные профессора 18 высших школ музыки из Европы, США, Казахстана, Армении и России (всего 16 стран мира) встретятся на оркестровых, органных, хоровых академиях, камерных секциях (так названы концерты камерной музыки), конференциях, мастер-классах.
«Сквозными» темами фестиваля (директор – Л.Волчек) стали Год музыки Великобритании–России, Год театра в России, а так же 175-летие со дня рождения великого русского композитора, прославленного профессора Санкт-Петербургской консерватории, носящей теперь имя Николая Андреевича Римского-Корсакова. Все они были обозначены в грандиозном концерте-открытии, символично состоявшемся 19 октября – во Всероссийский день лицеиста.
Начало хоровых академий «Недели консерваторий» ознаменовалось программой духовной и светской музыки: впервые хоры-участники фестиваля выступали в стенах одного из самых красивейших храмов мира – Исаакиевском соборе. Камерный хор Московской консерватории (художественный руководитель и дирижер – профессор Александр Соловьёв) начал свое выступление исполнением «Мессы поминовения» Родиона Щедрина (Майе Плисецкой – Вечная память), мировая премьера которой состоялась в феврале этого года в Мариинском театре. В пространстве Исаакиевского собора звучание этого произведения обрело дополнительную смысловую выразительность, диалогичность – звуки устремлялись в «небесный свод» собора и отражались эхом, которое воспринималось частью партитуры.
В исполнении Камерного хора также прозвучали произведения «Тебе поем» Чайковского, «Верую» Стравинского (веселая молитва в ритме заразительной языческой пляски), «Отче наш» из цикла «Три духовных хора» А.Шнитке, а так же произведения молодых московских композиторов – «Псалом» Татьяны Шатковской и Хоровой фрагмент из сюиты «Собибор» Кузьмы Бодрова.
С каким-то особым, нескрываемым удовольствием (лица светились улыбками) молодые артисты Камерного хора исполнили произведения, написанные яркими мелодическими и гармоническими красками, позволяющие раскрыть красоту и наполненность хорового звучания – «Вокализ» Рахманинова, «Картины старых мастеров» Я. Дубравина. В этих произведениях блестяще солировала Мария Челмакина.
Город на Неве представил Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры (художественный руководитель и дирижер – профессор Сергей Екимов). Мощный хоровой состав с прочным басовым фундаментом органично «вписался» своим звучанием в монументальное пространство Исаакиевского собора. Сочетание грандиозности с ювелирной детальностью проработки каждой партитуры просто покорили – идеальность вступлений, цепного дыхания, гибкость динамических контрастов от нежнейшего, едва различимого «шепота» пиано до, казалось, «раздвигающего» пространство собора, форте. Временами звучание хора настолько захватывало, что, казалось, было невозможно дышать, от напряженного сопереживания, от восторга. Это было прекрасное состояние подчиненности музыке и исполнительскому мастерству.
Коллектив представил произведения петербургских композиторов – два фрагмента из «Литургических песнопений» непревзойденного мастера хоровой музыки Ю. Фалика, «Отче наш» С. Слонимского. Эпически-созерцательная «Херувимская» Монахини Иулиания, «Любовь святая» Г.Свиридова («разведенные» в пространстве собора солирующее сопрано и хор придали особую смысловую объемность звучанию), вторая часть Концерта для хора А.Шнитке (яркая, почти театральная подача текста, детально осмысленная и воплощенная в исполнении драматургия произведения) – каждое сочинение в программе петербургского хора стало отдельно переживаемым событием.
Моментом единения двух прекрасных хоровых коллективов стало исполнение произведений Сергея Екимова – «Богородице дево» (им дирижировал А. Соловьёв) и «Духовный гимн» в исполнении автора. В момент этого музыкального апофеоза думалось о том, какая фантастическая сила содержится в дирижерском жесте, какая мощь воздействия в звучании голосов ему подчиняющихся, и им направляемых в сердца слушателей.