Прекраснозвучное пение События

Прекраснозвучное пение

В Петербургской капелле представили духовные песнопения четырех стран и эпох

Концерт, прошедший в рамках Международного научно-творческого симпозиума «Бражниковские чтения» и Всероссийского фестиваля «Невские хоровые ассамблеи», привлек интригующим знатоков посвящением. Он был приурочен к 100-летию кафедры древней русской музыки в Петроградской государственной консерватории, а его название – «Византия – Русь – Россия» обещало редкую программу. Ожидания эти оправдались полностью и даже сверх того.

Напомним, что кафедра изучения древней русской музыки по памятникам духовно-музыкального творчества открылась в Петроградской консерватории в 1921 году по инициативе и при участии композитора Сергея Ляпунова и ученого-медиевиста Антонина Преображенского. В 1930 году в связи со сложной политической ситуацией изучение русской церковной музыки в стенах старейшей русской консерватории было приостановлено и вновь возобновлено только в 1969 году благодаря научной и преподавательской деятельности Максима Бражникова. Начиная с 1974 года, в память о М. В. Бражникове его учениками и последователями в Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории и других научных и культурных учреждениях города проводятся научные «Бражниковские чтения». В этом году соорганизаторами симпозиума стали Российская национальная библиотека, Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, Государственный Русский музей, Соловецкий музей-заповедник и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный монастырь.

Программа объединила песнопения, давно ушедшие в историю эпохи и страны – Византию, средневековую Сербию, Древнюю Русь, – с Россией XX века и современностью. Но связь эта возникала не только благодаря исполнителям, хотя уже само их сочетание – на сцене сменялись сербский певчий византийской традиции Милош Николич, три (!) ансамбля древнерусской духовной музыки и хор Петербургской капеллы – создавало единое слуховое и смысловое пространство. По замыслу организаторов концерта в его программе переплелось сразу несколько сюжетов, раскрывавшихся в малых программах участников. Так, ансамбль «Ключ разумения» посвятил свою программу домовой церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Петербургской консерватории, включив в нее два песнопения сербского напева – «Киноник сербский» и «Аллилуиа». А другой участник концерта – ансамбль «Инъ роспевъ» Научно-исследовательской лаборатории русской музыкальной медиевистики имени М.В. Бражникова Петербургской консерватории – на этот раз исполнил не древнерусские песнопения, а три духовных сочинения прекрасного русского композитора XX века Сергея Ляпунова. По словам руководителю ансамбля Софии Никольской, «с особым трепетом шла подготовка сочинения „Богородице Дево, радуйся“, написанного Ляпуновым во время заседания революционного трибунала 1922 года. Произведение, созданное С. М. Ляпуновым в столь тяжелое для него и всей страны время, глубоко тронуло всех участников ансамбля, поразило своей чистотой, искренностью, стойкостью в вере и помощи Божьей».

Этот же коллектив выступил совместно с М. Николичем, который представил песнопения знаменитых византийских мастеров калофонического (с греческого – прекраснозвучного) пения XIV века – Иоанна Кукузеля и Георгия Панарета. Завершало же программу гостя из Белграда сочинение, как в фокусе высветившее главную идею концерта: современный сербский музыкант распел в византийской традиции древнерусский текст, посвященный святому благоверному князю Александру Невскому – «Веселисе Ижерская земле».

Центром концерта в Капелле стало выступление ансамбля «Знамение» под управлением Татьяны Швец. Его идея заключалась в показе собственно древнерусской традиции, присущего ей разнообразия певческих стилей: знаменного и демественного распева, строчного, демественного и партесного многоголосия. Особенно ярко музыкальное богатство Древней Руси выступило в Осмогласнике (песнопении на 8 гласов) преподобным Зосиме и Савватию Соловецким и пасхальном тропаре «Христос воскресе», распетом мастерами прошлого в трех разных стилях. Самые внимательные слушатели могли заметить, что первый монодийный распев стал основой для последней многоголосной композиции, что образовало одну из множества нитей, связывающих и объединяющих звучащее пространство концерта.

Символично, что бо́льшая часть его участников тоже образуют «сложносочиненное» единство, связанное общим корнем – кафедрой древнерусского певческого искусства Петербургской консерватории. Выпускники, студенты и преподаватели консерватории (в роли руководителей ансамблей) за годы существования кафедры смогли создать успешные профессиональные коллективы, выступающие давно уже не только в консерватории и в Петербурге, но и по всей России и за рубежом (в Беларуси, Финляндии, Польше, Румынии, Сербии, Черногории, Италии…). Богатый опыт концертного и храмового пения сочетается у участников с научно-исследовательским опытом работы с древнерусскими певческими рукописями, расшифровки и интерпретации содержащихся в них песнопений. Подобным же опытом обладает и сербский участник концерта М. Николич, более 30 лет занимающийся византийским церковным пением как исполнитель, теоретик, распевщик и педагог.

Все эти обстоятельства, безусловно, придавали особую достоверность, аутентичность исполняемым сочинениям, но для слушателей главным, конечно, была сама звучащая материя. И здесь их ожидал еще один приятный сюрприз – замечательное богатство исполнительских стилей, убедительно представленных всеми участниками концерта. Пожалуй, главное в древних распевах – длящаяся и длящаяся, кажущаяся бесконечной мелодия, одноголосная и многоголосная, богатая мелизматикой и кристально ясная – поражало красотой и богатством исполнительских оттенков, буквально гипнотизировало, заставляя забыть о пространстве концертного зала и времени, в котором мы живем.

Сильное эмоциональное впечатление осталось не только от прекрасной музыки и ее талантливого исполнения, но и от разговорной части концерта. Его вела заслуженный деятель искусств России, организатор и многолетний руководитель кафедры древнерусского певческого искусства Петербургской консерватории Альбина Кручинина. Ее развернутое вступительное слово и комментарии к исполняемым сочинениям создавали второй, параллельный им смысловой ряд, раскрывший для слушателей сложнейшую и драматическую историю консерваторской кафедры и российской музыкальной медиевистики, ключевой фигурой в которой стал в XX веке учитель Альбины Никандровны М. В. Бражников. Органично дополнили «второй план» концерта выступления священника консерваторской церкви отца Виталия Головатенко и народного артиста России Владислава Чернушенко. После блестящего исполнения Капеллой трех песнопений Георгия Свиридова и ставшего очень популярным в последние годы гимна Алексея Косолапова «Утверди, Боже» Чернушенко обратился к слушателям с прочувствованной речью. Его выступление, а в итоге и сам концерт стали музыкальным приношением А.Н. Кручининой и всем потрудившимся в деле изучения русского церковно-певческого наследия в Петербургской консерватории, что было поддержано искренней овацией слушателей.

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском

Звуки из преисподней События

Звуки из преисподней

На фестивале «Другое пространство» прозвучали крупные симфонические премьеры

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье» События

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье»

Екатерина Воронцова и Варвара Мягкова представили совместную программу

Танцы в аду События

Танцы в аду

В Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера четырех балетов на музыку узников концлагерей