Появление новых имен в сфере издания серьезной музыки – явление редкое и приятное. Тем более когда новый игрок на этом поле сразу занимает ясную и точную эстетическую и человеческую позицию. Московское независимое издательство Fancymusic существует уже пять лет и за это время заработало безупречную репутацию. Оно предлагает новое понимание задач, стоящих перед лейблом, соединяет в своем каталоге полюса – от оперных сериалов до арт-андеграунда и внедряет в отечественное сознание термины типа «брендбук» и «цифровая дистрибуция» применительно к академической музыке.
В числе музыкантов, изданных лейблом, люди широко и позитивно известные: композиторы Леонид Десятников, Дмитрий Курляндский, Владимир Мартынов, Павел Карманов и другие. Всего фирма выпустила более сотни альбомов, представляющих музыку нашего времени. У издательства два основных направления работы: современная академическая и импровизационная, свободная музыка. Семь релизов лейбла за три года были номинированы на престижную премию ICMA (International Classical Music Awards) – это ясно демонстрирует уровень его работы.
Создатель Fancymusic Сергей Красин выглядит, как денди, и ведет себя, как джентльмен. Его «альтернативная» профессия – финансы. Какая из профессий главная? Предположим, что та, которой он занимается в данный, конкретный момент. Удивительно, что Красин ориентирован именно на такую музыку – его легче представить лидером выводка модных дискотек, а не прогрессором, продвигающим академический минимализм и фри-джаз. И это не случайное впечатление – когда-то Сергей имел непосредственное отношение к клубной электронике, но его интересы в реальности оказались много шире.
Началом «всего» послужил релиз с музыкой Красина и Юрия Лобикова (ныне Георгия Закревского). Он состоялся 12 декабря 2012 года – это день рождения Fancymusic. Красин для начала сформулировал основные идеи, правила, принципы – такой подход выделяет его среди российских издателей.
Во-первых, это актуальная подача материала, единый брендбук, стиль и концепция оформления альбомов, наследующие немецкому лейблу ECM – символу прохладной стильности и постоянства качества в современной издательской вселенной. Во-вторых, профессиональное, но не упертое отношение к звуку, за который в большей части релизов отвечает саунд-инженер Александр Михлин – преподаватель Гнесинки, ученик звукорежиссера Марины Соболевой. Среди альбомов Fancymusic нередки концертные записи, сделанные на презентациях и буквально «с колес». Пример – однодневная экспедиция-командировка в Красноярск для записи оперы Александра Маноцкова «Бойе». Красин говорит, что его интересует максимально «чистый и прозрачный звук, свободный и воздушный».
И, в‑третьих, разумный подход к взаимоотношениям форматов физических носителей и цифровой дистрибуции. Издательство последовательно представляет свои релизы и на CD, и в сети Интернет. Новые технологии и квалификация персонала позволяют парадоксально заявлять, что сейчас важнее опубликовать материал, самим формировать историю, а не ждать ее хода годами. Это спорная мысль, но качество работы Fancymusic ее на данный момент подтверждает. А формат digital делает музыку максимально доступной.
Издательство развивалось логично и последовательно. Лобиков познакомил Красина с композитором Александром Маноцковым, через которого были налажены контакты с Дмитрием Курляндским и Сергеем Невским. Так в каталоге лейбла образовалось крыло современной академической музыки. Джазовые проекты появились благодаря Араику Акопяну (Клуб Алексея Козлова).
Фактически Сергей Красин по-новому оценивает роль лейбла – для него это центр формирования синергии, взаимного проникновения разных направлений. На данный момент у Fancymusic получается быть объединением творческих людей с единым духом, чем-то большим, чем звукозаписывающая компания. Фирма занимается в первую очередь продюсированием и фиксацией истории.
Действительно, наступило время, когда артисты нередко существуют сами по себе, занимаются продвижением и выпуском музыки самостоятельно. Концепция взаимодействия лейблов с артистами изменилась и продолжает меняться. Лейбл, по сути, является сообществом, вокруг которого строится аудитория, своего рода «комьюнити».
Пример взаимодействия – история, когда издающиеся на Fancymusic Антон Батагов и Александр Маноцков выступали со своими проектами на вечеринке, приуроченной к выходу альбома Маноцкова и Courage Quartet «Пели». Батагов тогда открыл для себя Маноцкова как вокалиста и позднее предложил ему исполнить главную партию в рок-кантате «Тот, кто ушел туда», которая, естественно, тоже была выпущена издательством.
Лейбл участвует в формировании этой творческой среды – проводит концертные презентации и шоу-кейсы, мини-фестивали. Там звучит невыпущенная музыка, играют популярные у молодежи авангардные проекты типа «Топот Аркестра» или «Бром». Формируется особая параллельная вселенная.
В жизни лейбла оставил след этап сотрудничества с проектом «Платформа». Первой записью был «Christmas Concert» Вячеслава Гайворонского в исполнении Московского Ансамбля Современной Музыки (МАСМ). Затем были «Страсти по Никодиму» Александра Маноцкова, «play.list» Бориса Филановского, «Рондо» Георгия Дорохова и другие записи. CD тогда дарили бесплатно всем посетителям музыкальных мероприятий. Красину не хватает подобного механизма продвижения.
О многих релизах издательства можно написать если не романы, то повести. Пример: пятидисковый комплект с оперным сериалом Электротеатра Станиславский «Сверлийцы». CD со студийными записями опер продавались в театре уже в день премьеры, и это небывалый случай в мировой практике. Идея альбома «16–07» саксофониста Алексея Круглова сформировалась на фестивале «Немое кино – живая музыка» в Музеоне. Там происходила «живая» озвучка кинофильмов, и ситуация была спродюсирована Красиным так, что уже на следующий день джазмены записали альбом.
Самым сложным для продюсирования был трибьют Михаилу Лермонтову «Лермонтов 200 по встречной», задуманный и воплощенный в жизнь Юрием Лобиковым. За три месяца были созданы и записаны 32 трека – колоссальный объем работы. А вот над оперой Курляндского «Носферату» под управлением Теодора Курентзиса работа шла несколько лет, как и над диском Леонида Десятникова «Incidental», который вышел благодаря продюсеру Раисе Фоминой. Альбом готовился три года, в архивах не было нужного материала, финансы на перезапись были почти случайно найдены в Каннах во время ужина с Франсуа Озоном. С другой стороны спектра – андеграунд, например, альбом креативного нойза и авангарда с ироничным названием «На троих» («Three for the Bottle») – трио Петр Отоцкий («Metro 3») – Константин Гурьянов («Лолита») – Алексей Борисов («Ночной проспект»).
Что же ждет меломанов, куда ведет их Fancymusic? Готовится новый альбом Мартынова – фортепиано-соло. В работе третий альбом Гайворонского, на этот раз со скрипачом Владом Песиным, и опера Владимира Раннева «Проза». Концепцию издательства хочется определить, как «прекрасные неожиданности» и одновременно «связь времен». Симптоматичным сюрпризом стало содружество отечественных лейблов, выпускающих серьезную музыку, – самого старого и самого молодого – Fancymusic и «Мелодии». Первым опытом стал совместный перевыпуск альбома Антона Батагова «Избранные письма Сергея Рахманинова» на CD с мировой дистрибьюцией. Тут символичным и действенным оказалось все: и перекличка эпох, и союз, синтез моделей продвижения.