Премии для дам и кавалеров События

Премии для дам и кавалеров

На Новой сцене Большого театра состоялась церемония вручения Российской оперной премии «Casta Diva»

«Casta Diva» наравне с «Золотой Маской» и премией «Онегин» уже двадцать пять лет берет на себя ответственную функцию – награждать признанием всех тех, кто обеспечивает славу мирового оперного искусства. В состав жюри Российской оперной премии «Casta Diva», инициированной в конце девяностых годов авторитетным музыковедом Михаилом Мугинштейном, входят исключительно музыкальные критики: но совсем не этот параметр отличает премию от упомянутых аналогов.

Закулисные истории иногда скрыть трудно: многим известно, что организаторам церемоний, как правило, важен факт личного присутствия обладателя наград. Крупные премии, в том числе и других жанровых направлений, иногда даже корректируют списки лауреатов из таких побуждений. Наша «Золотая Маска», например, в последний раз честно объявила, что победитель в номинации «Лучшая работа режиссера в опере» Клаус Гут отказался от получения награды за «Саломею» в Большом театре, после чего отказную лауреатскую строку сняли с конкурса. Кроме прочего, выходом из положения становятся онлайн-связи с победителями: Анна Нетребко за присуждение себе премии «Онегин» в номинации «Звезда» благодарила публику по видеосвязи.

«Casta Diva» в концептуальном осмыслении церемоний стоит особняком. Например, Дмитрию Чернякову и другим мировым знаменитостям премию присуждали много раз – но он никогда не получал ее со сцены лично в руки. И никто не делает из этого проблему, поскольку премия преследует иную цель: масштабно отразить картину развития музыкального театра в России и за рубежом. Наверное, по этой причине  лучшим спектаклем «Casta Diva» в итоге признала именно «Саломею» Большого театра, который на этот раз с честью принял награду, потому что на этот раз отмечен не конкретно режиссер, а вся огромная команда.

Европейским событием года признаны сразу несколько постановок одного из самых смелых и интересных современных режиссеров Барри Коски: «Кавалер розы» Штрауса в Баварской опере, «Золотой петушок» Римского-Корсакова в Экс-ан-Провансе и «Возвышение и падение города Махагони» Вайля в Комише опер. Лучшей зарубежной певицей признали Элину Гаранча за исполнение партии Кундри («Парсифаль», Венская опера). Из солистов-мужчин критикам больше понравился Йонас Кауфман, его оценили за тот же спектакль «Парсифаль» и еще за «Тристана и Изольду» в Мюнхене.

На торжественной церемонии в Большом театре зарубежных победителей решили вовсе не называть, как и многих других русских лауреатов – спасибо организаторам за уход нудного канцеляризма, ведь список лучших был объявлен и широко растиражирован прессой еще в апреле. При этом жаль, что не смогла выступить на гала-концерте, например, Василиса Бержанская – ее вслед за всего лишь двумя предшественниками, Еленой Стихиной и Богданом Волковым, заслуженно отметили номинацией «Взлет». Действительно, эта певица с редчайшими возможностями колоратурного меццо-сопрано делает серьезные успехи: «Casta Diva» отметила ее Дорабеллу во Флоренции, Розину в Вене и Фенену в Лондоне.

Потрясающий тенор Нажмиддин Мавлянов восполнил пробел 2020 года и пришел на нынешнюю церемонию забрать свою «прошлогоднюю» награду, которую ему наконец-то вручили за триумф в спектакле Большого театра «Садко». Его участие в гала-концерте обеспечило вечеру историческую ценность ввиду высочайшего и, можно сказать, «захватывающего» исполнительского качества – конечно, наравне с коллегами Владиславом Сулимским и Оксаной Волковой  («Ансамбль года» за «Мазепу» Чайковского в Берлине), гостями и лауреатами премии прошлых лет Татьяной Сержан, Иваном Гынгазовым, Алексеем Тихомировым, Сергеем Кузьминым и Лилит Давтян. Наречие «наравне» выше употреблено с особым смыслом: собрать столь мощные вокальные силы на одной сцене сейчас мало кому удается.

Знаменитый педагог Василисы Бержанской, победившей в номинации «Взлет», художественный руководитель Молодежной оперной программы Большого театра профессор Дмитрий Вдовин лично получил награду «Кавалер оперы», которая присуждается выдающимся деятелям искусства и периодически меняет название в зависимости от гендера – дама или кавалер. Появление его имени в великом списке, составленном за многие годы преимущественно из народных артистов СССР, следует считать важнейшей акцией со стороны жюри. Сам Дмитрий Юрьевич признался со сцены, что, узнав о награде, сначала испытал неловкость: «Список обладателей этой премии представляет собой всю славу русского оперного театра – первым ее получал Борис Покровский, а последним был Валерий Гергиев. Конечно, меня это смутило. Но, с другой стороны, я представляю те сотни или даже тысячи людей со всех концов нашей страны, которые воспитывают молодых оперных певцов. Если бы их не было, мы бы все сейчас в этом зале не сидели».

Большим событием на церемонии стали комплименты в адрес Московской филармонии и их фестиваля «Гендель. Мир горний и мир дольний». Концертные исполнения опер «Юлий Цезарь», «Тамерлан» и «Роделинда» не просто хорошо вписались в контекст современной моды на барочную музыку – они зафиксировали высочайшую исполнительскую планку благодаря тому, что автор проекта Михаил Фихтенгольц привлекал к этому непростому делу интернациональные составы, лучших специалистов по стилю. Премию вручал директор Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Андрей Борисов. В поздравительной речи ему удалось точно сформулировать как профессиональную, так и простую слушательскую реакцию: «Фестиваль для меня имеет два смысла – музыкальное качество и глубокая философия. Мне кажется, он посвящен изучению и поиску гармонии: тебя с самим собой и с другими, тебя с Господом, тебя с социумом и государством. Этот проект – попадание в десятку».

Из русских артистов певцом года стал Борис Пинхасович, а певицей года – Екатерина Семенчук. Есть некая закономерность в том, что у всех лауреатов за их спинами стоит блестящая международная карьера: этот критерий качества, помимо иных творческих и профессиональных, по-прежнему незыблем и показателен.

Есть ли вопросы к списку победителей? У Московской филармонии с фестивалем в честь Генделя конкурентов фактически не было. Екатерина Семенчук по вполне понятным причинам, касающимся значимости последних достижений, обошла двух других замечательных певиц – Ольгу Перетятько и Елену Стихину. У обладателя звания «Певец года» был куда более длинный список достойных конкурентов: Липарит Аветисян, Богдан Волков, Алексей Марков, Алексей Тихомиров, Станислав Трофимов. Судя по всему, Борис Пинхасович, то есть Майор Ковалев из Баварской постановки «Носа», вкупе с Родриго, Фордом и Елецким в Венской опере произвел на жюри решающее впечатление.

В изначальном списке лучших спектаклей года многие положительно оценивали пермскую версию «Фауста» Гуно в постановке Василия Бархатова. Однако на этот счет у жюри «Casta Diva» есть конкретный комментарий: «В номинации “Спектакль года” не вызвала возражений только “Саломея”. Остальные спектакли спровоцировали острую дискуссию, отразившую проблемную ситуацию отечественного оперного театра – отсутствие гармонии, союза между музыкой и сценой: сегодня доминирование визуального начала разрушает феномен оперы как искусства». Во всех номинациях конкуренция достигала высокого уровня, выбор по каждому пункту был явно непростым. Можно смело надеяться, что феномен оперы как искусства вряд ли когда-нибудь будет разрушен.

Бог русской грусти Презентации

Бог русской грусти

В «Геликон-опере» презентовали новую книгу о П. И. Чайковском

Звуки из преисподней События

Звуки из преисподней

На фестивале «Другое пространство» прозвучали крупные симфонические премьеры

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье» События

Россини и Глинка – долгожданная встреча в «Зарядье»

Екатерина Воронцова и Варвара Мягкова представили совместную программу

Танцы в аду События

Танцы в аду

В Нижнем Новгороде состоялась мировая премьера четырех балетов на музыку узников концлагерей