Музыкальной версией знаменитой повести Бориса Васильева в Чебоксарах открылся XXXIV Международный оперный фестиваль имени Максима Михайлова – уроженца Чувашии, знаменитого солиста Большого театра.
Повесть «А зори здесь тихие», впервые опубликованная в журнале «Юность» в 1969 году, прославила писателя и практически сразу получила воплощение в театре и кино. В истории о молодых девушках-зенитчицах во главе с хмурым старшиной Федотом, принявших неравный бой с немецкими диверсантами, война представлена как грозная сила, трагически ломающая судьбы простых людей с их мечтами и надеждами. Снятый в 1972 году фильм Станислава Ростоцкого стал примером образцовой экранизации, заставившим еще больше сопереживать судьбам героинь, а написанная к этой ленте музыка Кирилла Молчанова прекрасно попала в тон повествования, подчеркнув драматизм этого сюжета. В созданной на основе саундтрека опере «Зори здесь тихие» на собственное либретто композитор сохранил пронзительную лирическую интонацию, выстроив драматургию на основе простых мелодий и жанров (вальс, марш, городской романс), использовав, в том числе, кинематографические методы монтажных сопоставлений (по ходу повествования происходят резкие переключения между картинами) и временных наплывов (в специальных музыкальных эпизодах даются воспоминания о минувшей мирной жизни). В увидевшем свет рампы в апреле 1975 года спектакле Большого театра полюбившиеся по фильму персонажи предстали в исполнении звезд советской оперы, среди которых в том числе были Артур Эйзен и Елена Образцова. Став самой популярной оперой на тему Великой Отечественной войны, «Зори здесь тихие» в наше время больше известна по отдельным фрагментам или по концертным исполнениям (в 2015 году оперу сыграли в Мариинском, а в 2022-м – в Большом, есть она в репертуаре Госкапеллы Валерия Полянского), хотя это обращенное к военной проблематике произведение свободно от идеологических маркеров и дает простор для разных режиссерских концепций. Решивший вернуть «Зори здесь тихие» на большую сцену в преддверии празднования 80-летия Победы Чувашский театр «Волга Опера» пригласил молодого режиссера Даниила Дмитриева, сотворившего вместе со сценографом Марией Высотской настоящий классический спектакль без внешних впечатляющих эффектов и видеопроекций, но при этом отличающийся подробно выверенными деталями и проработанными мизансценами.
Идея «преображающей силы женской энергии», особо отмеченная постановщиком в опере, нашла свое воплощение в сопоставлении образов мира, с их домашним уютом, семейным теплом и простыми человеческими радостями, и реальности войны с ее тревогами, страхами и напряжением. Стоящая на поворотном круге большая коробка поворачивалась к зрителям то своей открытой частью, с расположенной внутри просторной гостиной с абажуром над большим столом, зеркалом и трюмо, то глухой черной стеной блиндажа с несущими вертикальными досками. Драматургическим сломом в первом действии оперы становится рассказ отправившейся на ночное свидание с маленьким сыном Риты Осяниной об обнаружении крадущегося со взрывчаткой в лесу врага. Этот момент подчеркнут внезапным исчезновением домашнего уюта, повернувшийся еще раз круг обнажает внутренности землянки, с ее нехитрым спартанским убранством, лишенным всякой красоты. По замыслу режиссера внезапная острая ситуация таким образом срывает покров мечты, в которой пребывали девушки, в условиях войны находившие возможность поддерживать друг друга.
Отдельной линией спектакля становятся воспоминания главных героинь (специально предписанные композитором интермедии, отданные на откуп режиссерам). Так, вдруг замирает хор собравшихся на вечерние посиделки девушек, и под мелодию Колыбельной Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк», звучащую в призрачном тембре челесты, в луче прожектора (отличная работа художника по свету Романа Афанасьева) появляется Рита Осянина, катящая детскую коляску и радостно встречающая мужа. Или после песни на знаменитые строки Симонова «Жди меня, и я вернусь» Женька Комелькова под звуки раздающегося из патефона вальса представляет танцы в родной деревне, когда собравшиеся юноши приглашают кучкующихся в сторонке девушек. Оказавшаяся в одном окопе со старшиной Васковым Лиза Бричкина под нежную мелодию вокализа мечтает о будущей дружной семье, а декламирующая Блока Соня Гурвич на фоне песнопения Dignare Генделя вспоминает о службе в синагоге, во время которой она принимает ухаживания юноши, отделенного от женской половины специальной ширмой. Эти простые, но вместе с тем очень емкие и трогательные образы расширяют тему войны и мира до более глобального противостояния красоты и хаоса. Сцена у озера, где небольшой отряд поджидает немцев, открывается суровой мелодией, напоминающей древние церковные распевы («Монах тут жил когда-то по прозвищу Легонт», – произносит старшина Васков). Свисающие сверху массивные стволы деревьев подобны то грозным исполинам, то лесным духам, заманившим отправившуюся за подкреплением Лизу Бричкину в гибельную болотную трясину. В самом финале снова появляется знакомая по первому действию стена блиндажа, превращающаяся уже в эшафот, на который восходят облачившиеся в белые рубахи девушки. Звучащие в начале и в финале хоры образуют стройную драматургическую арку, становясь зачином и эпилогом, взывающим к памяти.
Выступившие два премьерных состава показали, что у «Волга Оперы» есть отличные голоса и прекрасный актерский потенциал. В первый день в спектакле пела в основном молодежь, и синхронизация певиц с возрастом изображаемых героинь вкупе с отличным кастингом по типажам придала всему действу характер почти документальной достоверности. Бесстрашная Комелькова (Кира Краснова), поющая о любви и верности (песня «Жди меня» была разложена на женский и мужской куплеты, став своеобразным оммажем знаменитой «Надежде» Пахмутовой), темпераментная Бричкина (Валерия Лимонова), влюбленная в командира и мечтающая о простом человеческом счастье, строгая и собранная Осянина (Алиса Шалгинова), потерявшая мужа и оставившая в расположенном по соседству селении сына-младенца, миниатюрная интеллектуалка Гурвич (Марина Комиссарова) – девушка-еврейка, не ведающая о судьбе своих родных в захваченной Беларуси и ищущая утешение в поэзии Александра Блока.
Каждая из героинь становилась, с одной стороны, индивидуализированным, а с другой – собирательным образом, показывая перемалываемые войной человеческие судьбы. При кажущейся простоте вокальных партий (почти вся музыкальная ткань соткана из легко воспринимаемых на слух песенных интонаций) опера требует большой актерской отдачи, и поэтому опыт более возрастных солистов тоже пошел на пользу спектаклю. Старшина Федот Васков в первом составе был более воинственным и бравым (Владимир Медведев), тогда как в исполнении Константина Москалева он стал по-отечески трогателен и заботлив со своими подчиненными. Пронзительной получилась сцена, в которой командир приносит на руках тело убитой немцем Сони Гурвич (Татьяна Тойбахтина). Маргарита Финогентова, в первом составе исполнявшая партию влюбленной в Васкова хозяйки дома Марьи, в роли Женьки Комельковой показала мудрость и рассудительность героини, внезапно повзрослевшей в условиях войны. Дирижер и музыкальный руководитель Александр Гриханкин умело вел оркестр и хор, добившись необходимой прозрачности звучания и выстроив вальсы, марши, распевы и романсы в пестрый, но вместе с тем единый ряд картин, динамика которых усиливалась ближе к финалу. Стремительные, изображающие бой пассажи сменялись чеканным ритмом хора «Нас не нужно жалеть» на стихи поэта-фронтовика Семена Гудзенко, а завершающее послесловие, возвращающее атмосферу семейного праздника, закончилось многоточием на основной лирической теме, призывая задуматься над прошлым, чтобы память о нем помогала справляться и с вызовами настоящего.