Превратности дружбы, или Кандавлов пир События

Превратности дружбы, или Кандавлов пир

В Филармонии состоялась российская премьера оперы Александра Цемлинского «Царь Кандавл» в концертном исполнении

Однажды Шёнберг сказал о своем шурине: «Время Цемлинского придет раньше, чем мы думаем». Действительно, ждать пришлось недолго. Своих поклонников Цемлинский обрел в 1970-е годы в Германии, в эпоху неоромантизма. В России же музыка старшего современника нововенцев, прославившегося при жизни в качестве оперного дирижера, остается диковинкой. Каждое ее исполнение примечательно уже одним своим фактом.

Восьмая и последняя опера Цемлинского «Царь Кандавл» – сочинение своеобразное. Кольцо-невидимка, найденное на пиру в брюхе рыбы, сумасбродный правитель, горящий дом рыбака, неверная жена, два убийства, несколько откровенных сцен, которые композитор надеялся увидеть на сцене, и все это в пространстве стилизованного греческого мифа!

Свой opus ultimum Цемлинский начал сочинять в 1933 году в Вене, а продолжил в Америке, куда бежал в 1938-м. Однако энтузиазм композитора пропал после того, как он показал наброски своему ученику, главному дирижеру Метрополитен-оперы А. Бодански: либретто оказалось слишком непристойным по меркам США. После смерти Цемлинского в 1942 году остались партичелла, а также 846 тактов партитуры, которую завершил Э. Бомонт (1992). Последовали постановки в западных театрах и записи. Дмитрий Юровский еще в 2016 дирижировал «Кандавлом» в Генте, во Фламандской опере. Теперь же, в феврале 2023-го, под его руководством Государственный академический симфонический оркестр России познакомил с оперой и отечественную публику.

«Царь Кандавл» очаровывает смесью эротики, насилия и прекрасной, тонко нюансированной музыки – от ласкающих «импрессионистичных» звучаний до брутальных роковых ритмов и истерических женских криков. (В развязке они прозвучали на русском языке, что было неожиданно и забавно.) В основе оперы – оригинальное прочтение мифа, предложенное А. Жидом в 1899 году: сказка для взрослых о богатом короле, у которого есть все сокровища мира и самая красивая жена в придачу. Кандавл счастлив и благополучен, но именно это его и погубит.

Кандавл – греческий анти-Плюшкин. Он невротически щедр: устраивает роскошные пиры, одаривает придворных. Деление собственных богатств с другими – главное удовольствие в жизни царя, но стоит ли приписывать эту страсть доброте? На деле Кандавл просто хвастается своей удачей, а горячо любимая Нисия для него – сущее мучение, ведь ее красоту никто не видит.

Кандавлу наскучивают заискивающие придворные, и он заводит дружбу с рыбаком Гигесом. Убив свою неверную жену в порыве гнева, тот поразил царя и завоевал его расположение. Как не побаловать нового дружка? И вот уже Кандавл «расшаривает» свое главное сокровище: надев сказочное кольцо, Гигес проводит ночь с Нисией, и все это, заметим, – поддавшись на уговоры приятеля. Принято считать, что подобные игры не приветствуются в народе, а медики придумали для них особое название в честь царя-извращенца. Бедняге Гигесу нелегко к ним присоединиться, и он с ужасом сообщает правду несчастной Нисии.

Напротив, Кандавла низость делает только привлекательнее. ЧСВ (гюбрис) трагического героя растет, и в этом состоит его непоправимая ошибка (гамартия). Красота не вещь, и отданное в чужие руки богатство не всегда можно вернуть. Обнаружив обман, разъяренная царица приказывает простолюдину убить мужа и занять его место на троне, а заодно, разумеется, и в супружеской постели. Бедняк становится королем!..

Вероятно, Цемлинскому была близка мысль Жида о том, что подлинная культура аристократична и не стоит отдавать ее в руки «масс». Но что именно он имел в виду, остается гадать. Мы имеем дело с оперой-притчей, оперой-аллегорией, допускающей множество прочтений. Как произведение итоговое – своеобразное, возможно, даже ностальгическое, приношение культуре fin de siècle – «Царь Кандавл» расточает отсылки к сочинениям предшественников, оставаясь загадочным и герметичным. Слушатель вспоминает по ходу дела вагнеровское кольцо со шлемом, покрывала Саломеи, крах самоуверенного Эдипа и многое другое, но это знание не делает его проницательнее.

Не способствует пониманию и концертное исполнение – особенно в отсутствие бегущей строки с текстом. «Рассказчик» Клим Кудашкин справился со своей задачей, но этого было все же недостаточно. Между тем «Царь Кандавл» – опера литературная, а пьеса Жида, разумеется, существует и в переводе на русский язык.

В такой ситуации в центре внимания оказывается вокал. В духе экспрессионизма Цемлинский тонко смешивает экзальтированный мелос и речевую интонацию. Это заметно уже при первом появлении Кандавла. Тенор Михаил Агафонов действительно звучал по-царски. Яркий тембр его мощного голоса выделялся и при необходимости перекрывал оркестр. Любовь Стучевская (Нисия) выделялась скорее нарядами: за вечер певица продемонстрировала два платья. Впрочем, ее обаяние и актерское мастерство – отчаяние и злость обманутой женщины Стучевской по-настоящему удались – завоевали симпатию зала. Баритон Александр Суханов достойно оппонировал Агафонову, был прост и прямолинеен. Наверное, так и подобает жестокому рыбарю.

Дмитрий Юровский: Музыка Цемлинского становится все более актуальной

Единственным своим шансом воспользовался ГАСО. Именно этот коллектив с его необузданной силой звучания стал триумфатором вечера. Вступление к третьему акту, страстная любовная сцена Гигеса и Нисии, – единственная инструментальная картина оперы. Сей эротический пик (Цемлинский мечтал его визуализировать) – одновременно и главная катастрофа, крах героини. Заполняя пространство зала, грохочущий марш знаменовал отмену приватности чувства, смерть любовного таинства.

Трудно сказать, была ли премьера оперы приурочена к приближающемуся дню влюбленных, и надо ли молодым людям извлекать из нее нравственные уроки. Но, несомненно, несмотря на известные несовершенства исполнения, эстетический прорыв состоялся, и «Кандавл» станет лакомством для ценителей музыкальных деликатесов. Их у нас принято доставлять с загнивающего Запада. И хорошо, что не контрабандой.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»