Причал воспоминаний События

Причал воспоминаний

В Центре Вознесенского представили камерную оперу Анны Поспеловой «Де-ба-рр-ка-де-рр»

Дебаркадер – французское слово, обозначающее плавучую пристань у берега или же платформу для приема груза. Именно на дебаркадер на Каме однажды уехали маленькая девочка, ее мама и бабушка – герои автобиографической пьесы молодого драматурга Элины Петровой. Ее текст, написанный белым стихом, сразу же оказался созвучен идеям выпускника ГИТИСа, режиссера Филиппа Виноградова и композитора Анны Поспеловой, уже сотрудничавших вместе.

В пьесе «Дебаркадер» как такового сюжета и последовательного рассказа нет, отчего действие воспринимать непросто: автор словно приглашает зрителя совершить путешествие по волнам памяти или же собрать мозаику из отдельных кусочков прошлого. Актриса Мария Белоненко перевоплощается во всех персонажей сразу, жонглируя репликами и масками, которые она сменяет одновременно с характерной «мужской» или «женской» интонацией. Постепенно бессознательный монолог женщины, пожалуй, все же чересчур эмоционально декламируемый, обращенный к своему невидимому (а в финале уже к реальному) ребенку, складывается в банальную историю о том, как она по молодости «нашла хахаля птицелова» на «танцах перед кинотеатром “Октябрь”», «влюбилась», а дальше осталась одна. В финале действия внезапное появление ее возлюбленного среди зрителей скорее воспринимается как одна из фантазий одинокой женщины, находящейся в ­каком-то своем статичном безвременье.

Краткие, словно мысли вслух, реплики Марии Белоненко накладываются на голоса вокального ансамбля «Практика», дублирующие тот же текст. Этот сложный вербально-­музыкальный подвижной контрапункт Анна Поспелова выстраивает с чрезвычайной изобретательностью, подчеркивая многочисленные аллитерации в тексте («деба», «деда», «солнце садится совсем»), оперируя приемами и вокальными техниками музыки второй половины XX века. Слух опознает и пение на вдохе, и речитацию, и артикуляцию фонемами, и звукоподражание (например, шелесту волн в моменте упоминания прогулки по дюнам), и многие другие вокальные «вкусности», с которыми композитор, как никто другой, сегодня умеет работать. Весь одетый в белое ансамбль «Практика», напоминающий хор из античной трагедии, не просто звуковое сопровождение – они взаимодействуют с актрисой на протяжении всего спектакля, комментируют ее слова, задают вопросы, сопереживают. Говорить о качестве исполнения этой довольно сложной партитуры долго не придется – этот ансамбль под руководством Ольги Власовой существует всего несколько лет, но уже успел себя зарекомендовать в качестве первоклассных исполнителей современной академической музыки.

Сценическое пространство, созданное художником Анной Гребенниковой, ослепляет нас своей белизной, нарочито уводя от конкретики к полной абстракции происходящего. Впрочем, о том, что героиня рассказывает свою историю в 2021 году, намекают как ее «офисный» красный костюм, так и мультимедиа-­проекция, появляющаяся на одежде исполнителей или же на партитурах в руках участниц ансамбля (видеохудожник – Петр Вознесенский). Вообще, мультимедиа и свет становятся в спектакле чуть ли не главным иллюстратором этой осколочной истории, усиливая эффект погружения. Особенно в заключительной сцене, где на фоне багряного заката к маме прибегает ее дочь и вместе они смотрят, как «уплывает» в иной мир их умершая бабушка. Так прошлое, настоящее и будущее сливаются в одно целое, словно говоря о том, что люди и события будут вечны, покуда память о них будет вечна.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»