Придуманный Кейдж История

Придуманный Кейдж

Пять лет назад ансамбль «Галерея актуальной музыки» проводил концерт, посвященный его 100‑летнему юбилею. Концепцию и программу придумали два композитора – автор этих строк и Олег Пайбердин (руководитель ансамбля) – вместе с музыкантами-исполнителями, хореографами и видеохудожниками. В тот год юбилейные мероприятия в честь Кейджа не проводил только ленивый. На нашем концерте мы постарались избежать типичных «примочек» и «фишек», набивших оскомину с тех самых пор, как Кейдж превратился в мейнстрим «контемпорари арт». Мы не стали надувать шарики и переливать воду на сцене. Не стали называть наш концерт «лекцией о Кейдже». (К тому времени таких «лекций» было «прочитано» уже сотни и тысячи.) Мы всего лишь предложили собственные углы зрения в отношении к Кейджу. В общем – решили придумать своего Кейджа.

Вступительный текст к программке я так и назвал: «Придумывая Кейджа». Уточнил, что концерт наш не столько о самом Кейдже, сколько о нас, чье творчество, так или иначе, соприкоснулось с его мировосприятием. Добавил, что в наши дни наиболее живой способ следовать за Кейджем – создавать «своего» Кейджа, оставаясь самими собой и будучи признательными ему за все, чему мы смогли у него научиться. Такого рода «придумывание» и есть самый живой подход к наследию крупнейшего придумщика ХХ века. Сегодня же, на 25‑летие смерти Кейджа, мне хочется назвать свою статью несколько иначе: «Придуманный Кейдж». Потому что я считаю, что на современное искусство больше повлиял миф о Кейдже, чем сам Джон Милтон Кейдж.

Новое – и не совсем забытое старое – I

В чем вообще основной вклад Кейджа в современную музыку? Из-за чего его имя упоминается наряду с крупнейшими преобразователями искусства ХХ века – Шёнбергом, Кандинским, Хлебниковым, Джойсом, Дюшаном, Уорхолом?

Кейдж пришел к идее не ставить в основу композиторства законченное музыкальное произведение из нот, предназначенное для целенаправленного исполнения и прослушивания, устроенного как традиционный ритуал «священник – паства». Вернее, сделал такой подход лишь одним из возможных – и притом далеко не самых существенных. Музыкой у Кейджа стало все, что может звучать вокруг нас, и притом – любым способом. А творчество для него – придание звучанию контекста, способного выходить далеко за пределы чистой музыки. «Все есть музыка или может ею стать с помощью микрофона», – вот его собственные слова.

Кейдж говорил: «Когда мы отделяем музыку от жизни, получается “искусство”». Но сама по себе борьба Кейджа с «искусством» – явление не новое. С ним боролись и Лев Толстой, и Жан-Жак Руссо, и Генри Торо, и античные «киники», и даосские учителя Востока. Кейдж – всего лишь новая их реинкарнация, не первая и, думается, не последняя. Чем, например, его слова – «Нужно прекратить изучать музыку. То есть прекратить “думанье”, которое отделяет музыку от жизни» – отличаются по сути от слов Дебюсси? – «Я думаю, что музыка до сих пор покоилась на ложном принципе, слишком много ищут в письме, создают ее для бумаги, а ведь она создана для слуха. <…> Не слушают окружающие нас тысячи шумов природы, это бесконечное изобилие»; «Надо искать дисциплину в свободе, а не в правилах обветшалой философии, годной для слабых. Не надо слушать ничьих советов, кроме советов проносящегося ветра, рассказывающего нам историю мира». Особенно прошу оценить сопоставление двух высказываний: «Видеть восход солнца для композитора гораздо полезнее, чем слышать “Пасторальную” Бетховена» (Дебюсси); «Я пришел к выводу, что о музыке можно научиться гораздо больше, посвятив себя грибам» (Кейдж). Взгляд этих двух авторов на искусство, на источники музыкального вдохновения, на материал музыкального творчества можно назвать революционным. Но, в отличие от Дебюсси, расширившего наши представления о музыкальном звучании и его протекании во времени, Кейдж поставил в основу своего творчества уже не просто расширение возможностей звучащего, но еще и анархическую «случайность». Упорядоченную композицию он рассматривал как «творческую диктатуру»: «Я оперирую случайным: это помогает мне сохранить состояние медитации, избежать субъективизма в моих пристрастиях и антипатиях».

В чем сила? И что уязвимо?

Как личность, радикально расширившая понимание музыкального творчества, Кейдж интересен очень во многом. Кроме, собственно, одного: самих нот, которые он писал. Самое уязвимое место Кейджа – как раз музыкальные элементы его творчества, среди которых нет практически ни одной яркой идеи (мелодии, созвучия, ритма, еще чего‑либо), несущей в себе индивидуальное, выразительное начало. (В отличие от того же Дебюсси.) Все, что Кейдж придумывал собственно музыкального – для последующего весьма изобретательного обращения с ним, – само по себе достаточно «никакое». Этим Кейдж, кстати, напоминает Эрика Сати, еще одну икону музыкальных постмодернистов, которого он сам ценил очень высоко. И этим же он принципиально отличается от Мортона Фелдмена, своего соотечественника, современника и во многом единомышленника, чей музыкальный язык, ткань и процессы их преобразований, при всей предельной и намеренной «суженности» средств выразительности, отличаются, наоборот, тончайшей прослушанностью и прожитостью изнутри.

Реализуя принцип «случайности», Кейдж часто оформлял свои партитуры как некие алгоритмы действий на основе заданных элементов, в соответствии с которыми надо производить «акции», порождающие те или иные звучащие результаты, которые чаще всего сложно предвидеть заранее. Их восприятие тоже может быть весьма непредвиденным. Самый хрестоматийный пример – известнейшее сочинение Кейджа под названием «4’33”», «для любого инструмента или комбинации инструментов». Его смысл – не в звучании, которое там намеренно отсутствует, а в эффекте «парадоксального намерения», возникающего при восприятии нежданной тишины вместо ожидаемого звука. Интересным у Кейджа может получиться именно контекст, в котором его музыкальные элементы реализуются – пространственный, визуальный, медийный, какой угодно. Тут многое зависит еще от конкретной реализации и самих «реализаторов». Среди более или менее интересных музыкальных находок Кейджа можно назвать его Сонаты и интерлюдии для «подготовленного» фортепиано – где рояль превращается в подобие карманного ансамбля ударных благодаря участию целого ряда предметов, приставленных к его струнам. Звуковая идея сама по себе не новая: «подготовленное фортепиано» придумал американский композитор Генри Кауэлл за двадцать лет до Кейджа. Заслуга Кейджа в данном сочинении – скорее, из области формы и звуковых процессов: создание продолжительного континуума звучностей, во время которого не происходит как бы ничего. (Кауэллу, кстати, принадлежат и многие другие открытия, ставшие неизменной частью творчества многих композиторов ХХ века – в том числе и Кейджа: кластеры, алеаторика, мульти-ритмика, внеевропейские и мифологические влияния.)

«Конечно же, он не композитор, но он изобретатель – гениальный», – это слова о Кейдже Шёнберга, у которого тот брал уроки композиции. Об этих уроках Кейдж впоследствии вспоминал: «Шёнберг сказал мне, что я никогда не смогу писать музыку. “Почему?” – “Вы упретесь в стену и не сможете пробиться сквозь нее”. – “Тогда я всю жизнь буду биться об эту стену головой”». Пожалуй, «битье головой» и есть самое ценное, что есть в его творчестве. Кейдж обладал способностью находить музыку вокруг себя и вне себя – и очень нестандартной фантазией, чтобы извлекать ее из самых неожиданных мест. Но в том, что касается слышанья музыки внутри себя, ему, скорее всего, просто-напросто наступил на ухо медведь. Возможно, именно в этом секрет звуковой индифферентности кейджевской «собственно музыки».

Так чаще всего и рождается новаторство: тогда, когда у автора имеется где‑то слабое место – и там, где оно способно компенсировать эту слабость чем‑то совсем другим, притом многократно усиленным. Вагнеру, например, с трудом удавались полноценные самодостаточные музыкальные мысли – вот он и развил форму творчества, в которой одна незавершенная мысль следует за другой на протяжении длительного времени. Стравинский был слабым мелодистом и его гармонический слух оставлял желать лучшего – но он был гением музыкального синтаксиса, ритмического слышания и «контекстного» обращения с любыми, даже самыми банальными музыкальными идеями. Дебюсси тоже не всегда удавались выразительные линии: его мелодии нередко бедны и в них встречается немало однообразных оборотов. Но ему было присуще феноменальное чувство гармонии, звуковой краски и той свободы, которую приобрела в его музыке форма.

Новое – и не совсем забытое старое – II

Говоря о «поисках музыки не из музыки», выше я упоминал преемственность Кейджа от Дебюсси (возможно, и неосознанную). В этом смысле интересно совпадают оценки их обоих современниками. И хвалили, и ругали их за одно и то же: за намеренный отход от общепринятого канона композиторского творчества. Вот слова Римского-Корсакова о Дебюсси: «Скверно и скупо до последней степени; техники нет, а фантазии того меньше. Нахальный декадент – прозевал всю музыку, сочинявшуюся до него». А вот слова уже о Кейдже – и тоже русского композитора-современника, Андрея Волконского: «Кейдж – неуч по убеждению, идеологический неуч. Чему надо учиться, чтобы написать «4’33”»? <…> Он ковбой. Для меня он – персонаж из вестерна».

А вот «ответ» на эти обвинения самого Кейджа – по поводу отношения к его «4’33”», созданного и впервые исполненного в 1952 году: «Мне иногда говорят: “Если такую музыку так легко писать, то и я могу”. Конечно, могут, но ведь не пишут». С этой мыслью трудно поспорить: знаковые культурные манифесты кто‑то всегда сотворяет первым. Их символическая сила тем больше, чем меньше для их создания требуется привычных выразительных средств. Но в случае с самым известным своим произведением Кейдж все же ошибался – или был не совсем точен в определении. Еще за четверть века до него, в начале 1920‑х годов Малевич создал музыкальный вариант «Черного квадрата». Это был чистый лист бумаги с подписью «Цель музыки – молчание». А еще за четверть века до Малевича – то есть, за полвека до Кейджа, – на исходе XIX века французский автор-эксцентрик Альфонс Алле создал «Похоронный марш на смерть Великого Глухого» (имелся в виду Бетховен) – ноты, в которых было предписано полное молчание, от начала до конца, и притом – именно четыре с половиной минуты!

Почему же именно «4’33”» Кейджа относится к известнейшим артефактам ХХ века, породившим множество подражаний? (В их числе – автоподражание самого Кейджа: созданное им 10 годами позже «0’00”» – «соло, которое может исполнить любой», с авторскими указаниями: «Исполнять подготовленную акцию с максимально возможным для данной конкретной ситуации звукоусилением, без обратной связи».) Наверное, «информационное преимущество» Кейджа в том, что, в отличие от двух предыдущих упомянутых здесь произведений, для исполнения «4’33”» (или «0’00”») требуется некоторое подобие перформанса, предусмотренное самим автором. Предыдущие два примера – Малевича и Алле – это манифесты на уровне деклараций, на которые можно лишь «посмотреть», не прочувствовав их изнутри. А у Кейджа это совместная акция, в которой по замыслу автора задействованы и исполнитель (осознанно), и аудитория (неосознанно). Даже если предположить, что Кейджу было известно о «Похоронном марше» Алле (больно уж совпадает указанное время его «звучания» с «хронометражем» кейджевского «4’33”»!), и он, таким образом, мог «украсть идею», именно интерактивностью своей вещи ему так хорошо удалось «вмастить» в эпоху. Что еще характерно – на создание «4’33”» Кейджа вдохновил не «Черный квадрат» Малевича, а монохромные «Белые полотна» Роберта Раушенберга. А продолжительность каждой из трех частей этого сочинения (выписанных в нотах в виде пауз с указанной длительностью звучания) автор – по его же словам – вывел из китайской Книги Перемен.

Гораздо предметнее в своей критике кейджевского «творчества на основе случайности» был Пьер Булез: «“Случайность” не эстетическая категория. “Случайность” может принести что‑нибудь интересное только один раз из миллиона»; «Сочинение “с помощью случайности” не есть сочинение вовсе. Сочинение <…> подразумевает компоновку различных элементов». Поэтому интереснее с музыкальной точки зрения у Кейджа получаются сочинения-акции, для которых задаются определенные рамки музицирования. В последние годы своей жизни, на рубеже 1980‑х – 1990‑х годов он создал серию так называемых «number pieces» («пьес по числам»). Их названия даны по числу исполнителей, задействованных в каждой из них. Среди наиболее известных – «Seventy-Four» для симфонического оркестра из 74 человек, партитура, созданная в 1992 году, в последний год жизни автора. (Ее российская премьера состоялась, опять же, в «год Кейджа»: в 2012 году ее исполнил Госоркестр имени Светланова под управлением Федора Леднева в Москве на фестивале «Другое пространство».) Так, например, в «Four» («Четыре») для струнного квартета каждая звуковая акция, выписанная в партитуре, трактуется исполнителями свободно в пределах заданных «рамок времени» различной продолжительности. По ходу исполнения солисты обмениваются друг с другом своими партиями, тем самым каждый раз создавая новые сочетания звучаний, подобно игре в калейдоскоп.

Идеализм и политика

Даже те, кому известно о Кейдже лишь понаслышке, знают, что он был большой оригинал. Цитируют его высказывания: «Если я чем‑то хорош, то вот чем – изобретением способов что‑то делать нетрадиционным способом»; «Я сочиняю только ту музыку, которую сам никогда не слышал»; «Незачем уничтожать прошлое. Его время и так прошло»; «Не понимаю, почему люди боятся новых идей. Меня пугают старые»; «На то, что не опасно, не стоит тратить время вообще».

Все эти слова отдают кокетливым нигилизмом. Можно добавить даже – определенным мировоззренческим хунвейбинством. Этому не стоит удивляться: в своей жизни Кейдж отдал дань увлечения не только конфуцианской Книге Перемен – «гадание» по которой во многом определило принципы «случайности» и «непредзаданности» в его творчестве, – но и теориям «великого кормчего» китайского народа Мао Цзэдуна. Среди западных «новых левых» 1960‑х годов своеобразно воспринятый и адаптированный маоизм шел в едином пакете с их анархо-«зелеными» взглядами. Между, казалось бы, столь разными представлениями об антибуржуазности – добровольным культур-нигилизмом западных «зеленых» и его весьма недобровольной разновидностью в одной из самых свирепых диктатур ХХ века – можно найти общий знаменатель. Это идеи о подавляющей роли культуры и традиции для «нового» человека. («Освобожденной», «антиавторитарной личности» – нужное подчеркнуть.) Их можно найти еще у Жан-Жака Руссо с его фантазиями о «естественном человеке», а среди американских духовных предшественников Кейджа – у Генри Торо, первого американского «зеленого анархиста».

Интересно и то, что в западном мире в 1950‑е – 1960‑е годы многие проекты, связанные с творчеством Кейджа (а также «нью-йоркской школы», к которой помимо Кейджа относят композиторов довольно разных и по эстетике, и по уровню дарования) – как и вообще проекты, связанные с музыкальным авангардом и «новой музыкой», – активно поддерживались и продвигались Конгрессом за культурную свободу, влиятельной организацией, которая финансировалась и курировалась ЦРУ (как это уже давно доказано во многих публикациях – главным образом, зарубежных). Делалось это в рамках психологической войны против СССР и в качестве реализации американского «культурного плана Маршалла» для Западной Европы. С этим Конгрессом сотрудничало немало западных интеллектуалов леволиберального толка. Парадоксально, что если «левые» представители авангарда продвигали свое творчество при поддержке «правых» спецслужб, то многие представители этих самых спецслужб были далеко не в восторге от их творчества. (Как сообщил мне известный немецкий музыковед Хартмут Фладт, который застал расцвет деятельности Конгресса за культурную свободу в годы своей молодости в «свободном» Западном Берлине, – цитирую с его разрешения: «Невероятно – но все эти политики и ответственные лица ЦРУ от всего сердца ненавидели “новое искусство” и для них гораздо привычнее были эстетические принципы сталинского искусства. Гегель называл нечто подобное “хитростью разума”».)

Каковы последствия? И что ценно?

Вопрос: в чем значение творчества Кейджа для потомков?

Кейдж открыл огромный потенциал свободы форм творческого выражения. Анархист по убеждениям, он в буквальном смысле демократизировал творчество и реализовал в нем принцип «everything goes» («все возможно»), устранив границы между различными его видами (сочинение музыки, литературных текстов, изобразительно-визуальное искусство, театр, кино и мультимедиа), открыв невероятно широкий простор для новых жанров – перформанса и «хэппенинга». Последним термином мы обязаны именно Кейджу.

Пускай не каждая кухарка может управлять государством – но создавать музыкальные произведения («акции») может отныне каждый, и для этого даже не обязательно обладать слухом или знать ноты. Таким образом, Кейдж открыл настоящий ящик Пандоры прогрессирующей профанации искусства. Если в конце 1940‑х – начале 1950‑х годов сосредоточенное молчание у открытого рояля или «музыкальное собирание грибов» производило эффект разорвавшейся бомбы – прежде всего, из‑за необычности и исключительности замысла, – то сегодня подобное «исключение» давно уже девальвировалось до «правила». Любое вывешивание носка из форточки может теперь считаться «креативной акцией», а тот, кто это делает, – художником или композитором. (См. выше про надувание шариков, переливание воды на сцене и прочие «лекции о…».) Демократизация творчества восторжествовала в самом прямом смысле. Раз критерии, позволяющие отличить талант от посредственности, снимаются («everything goes»!), то снимается и смысловая разница между последними. Любой, кто – выражаясь фигурально – не способен «нарисовать лошадь» или сочинить простейший музыкальный период (или инструментовать до-мажорный аккорд), идет надувать шарики и «собирать грибы». Столь же тиражными стали и многочисленные «реализации» самого Кейджа в руках этих людей. Те, кому не дано совершать звуковые открытия и верить в дарование, превратили его находки в глубокий мейнстрим и сделали их совершенно заурядным явлением. Будем справедливы: таковая заурядность заложена отчасти и в самóм незаурядном Кейдже, как бомба замедленного действия…

Хочется поговорить о влияниях «придуманного Кейджа» на людей действительно одаренных. Вспоминается прежде всего Штокхаузен с его «интуитивной музыкой» конца 1960‑х – начала 1970‑х годов. Из новейших – композиция британца Бенедикта Мейсона под названием «felt | ebb | thus | brink | here | array | telling», прозвучавшая в 2004 году в германском Донауэшингене – для групп исполнителей на самодельных инструментах, расположенных в различных частях пространства и перемещающихся в нем. Вещь, интересная, опять же, не столько своим собственно музыкальным результатом, сколько самой идеей звучания, организованного в пространстве и движении – напоминающей чем‑то античный театр в лучшем смысле этого слова.

Интересно упомянуть и о влиянии «придуманного Кейджа» на нашу отечественную музыку. Необходимо упомянуть Владимира Мартынова, который испытал самые разные воздействия – но его творчество не состоялось бы без кейджевского концептуализма. Мне кажется, самым свежим восприятие и «придумывание» Кейджа оказалось у композиторского поколения нынешних «пятидесятилетних», родившихся в начале 1960‑х годов и тоже близких к музыкальному концептуализму. Прежде всего вспоминается Иван Соколов – его необычайно остроумные и по‑моцартовски вдохновенные (полу) композиции- (полу) хэппенинги конца 1980‑х – начала 1990‑х годов: «Сон Ата», «НепьYESа», «О», «Прогулки втроем», «Вслушиваясь в смыслы». Или Сергей Загний, некоторые произведения которого находятся в своего рода диалоге с Кейджем: например, его «Metamusica» (графически-визуальная композиция, в которой в точности воспроизводятся все паузы из Фортепианных вариаций Веберна – своего рода полемика с Кейджем) или «Гимны» (электронная композиция, где одновременно, но с разной скоростью звучат записи гимнов разных государств).

Меньше всего Кейдж оставил следы как раз у тех наших соотечественников, которые чаще всего на него ссылаются, говоря о себе. Почему‑то в их сознании прочно перепутались кейджевская изобретательная непредсказуемость и ее полная противоположность – наиболее гламуризированная и попсовая разновидность американского «минимализма», напоминающая парфюмерно-парикмахерскую музыку для спа-салонов. Не случайно именно эти авторы лучше всего нашли себя именно в коммерческих сферах «мьюзик-мейкерства».

Подытоживая

Кейдж не был выдающимся автором музыки. Кейдж был выдающимся ее слушателем и первооткрывателем в самых неожиданных местах. И он же был выдающимся придумщиком. Он ценен больше всего мифом о себе, чем своим собственно композиторским творчеством. Ценен, как «придуманный» – или все время заново «придумываемый» Кейдж.

Этими словами я начал – ими же и заканчиваю свою юбилейную заметку.

 

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой