Приключения Алисы в Карелии События

Приключения Алисы в Карелии

Под занавес сезона в Музыкальном театре Республики Карелия прошла самая настоящая мировая премьера – балет главного балетмейстера театра Кирилла Симонова на музыку Ефрема Подгайца «Алиса». Хореограф объясняет в буклете, что сюжет был выбран буквально по просьбам уважаемой публики, на основе опроса общественного мнения. И авторы, конечно, не прогадали – получился зрелищный семейный спектакль, на который можно привести нарядных девочек в воздушных платьях, да и самим выгулять вечерние наряды.

«Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла – один из вечных и самых лакомых сюжетов мировой культуры. Больше 150 лет он будоражит не только читателей, но и многочисленных интерпретаторов – драматургов и иллюстраторов, кинорежиссеров и композиторов. Только в Википедии приводится список из полусотни фильмов про Алису, самый ранний из которых был снят в 1903 году. По количеству толкований и интерпретаций, привнесенных смыслов и раскрытых символов эта книга приближается к священным текстам.

В балете этот сюжет тоже не нов, одноименная постановка Кристофера Уилдона на музыку Джоби Тэлбота на сцене Ковент-Гардена уже стала классикой XXI века.

Но карельская версия определенно расставила новые акценты и внесла дополнительные смыслы в старую сказку.

Во-первых и в главных, это очевидно прослеживаемая и формообразующая любовная линия между главной героиней и… нет, не Белым кроликом или Шляпником (или Болванщиком), чей лучший образ в кино был создан гениальным Джонни Деппом, а ничем не примечательным Валетом, про которого из книги известно в основном то, что он является подсудимым на королевском суде. Правда, в фильме Бёртона Валет получает имя и индивидуальность, но является возлюбленным Королевы. В новой же версии это тот самый прекрасный принц, о котором мечтает Алиса, своеобразный расколдованный Щелкунчик, которого она спасает от Королевы, а он в ответ делает ей предложение руки и сердца (классическое любовное па-де-де в духе прокофьевской «Ромео и Джульетты» прилагается). Совершенно неожиданно решен и образ Королевы: это совсем не гранд-дама в несгибаемом кринолине, как, например, у Уилдона, а напротив, очень подвижная женщина-вамп в трико, которую композитор наделяет совершенно неожиданными джазовыми ритмами, а хореограф – соответствующей пластикой.

Другое ноу-хау в постановке Симонова – остроумное и эффектное решение сцены превращений Алисы, представляющей немалую проблему для театральных режиссеров, особенно в сравнении с кинорежиссерами, у которых возможностей несоизмеримо больше. Виртуозность исполнения этой сцены впечатляет, тем более что она решена чисто театральными средствами, без помощи пресловутых мультимедиатехнологий. В ответ на классические «съешь меня» и «выпей меня» появляются многочисленные клоны Алисы в «алисиных» платьях: в первом случае это рослый мужской балет, во втором – маленькие девочки из детской балетной студии. Да и с точки зрения музыки эта сцена – одна из самых ярких и эффектных, Подгайцу прекрасно удался саундтрек для волшебств и превращений.

И все-таки, конечно, современная постановка, да еще и балета для всей семьи, не обошлась без буйства видеодекораций (авторы – Даниил Бакалин и Михаил Ушинин). Да и как иначе показать на сцене настоящий трансерфинг реальности? По либретто, действие балета начинается в… метро, в котором героиня оказывается вместе с мамой (она станет Королевой) и сестрой (в другой реальности – Герцогиней) и встречает своего одноклассника Феликса (того самого Валета). Утомленная столичной суетой, Алиса засыпает, и тут-то и разверзается перед ней и перед зрителями коридор в духе современных 5D-аттракционов, который буквально засасывает в сказку… А что же Чеширский кот, спросите вы? От него осталась одна улыбка – и тоже в видеодекорациях.

На премьере большинство главных партий исполняли солисты московского Театра имени Сац, где Кирилл Симонов также является главным балетмейстером. Но это сейчас они москвичи, а начинали свою карьеру и Анастасия Лодде (Алиса), и Артур Баранов (Феликс) на карельской сцене. Да и Варвара Серова (Королева) и Алевтина Касаткина (Герцогиня) в Петрозаводске не дебютантки. Хореографу удалось создать органичный хореографический ансамбль, в котором яркие роли получили уже упомянутые артисты детской балетной студии, продемонстрировавшие совсем не детский профессионализм.

Постановка Симонова – как и музыка Подгайца, как и костюмы Дениса Сазонова – подчеркнуто эклектичны. Композитор не пренебрегает разностилевыми цитатами и квазицитатами – от Баха до джаза, хореограф ему вторит, смешивая классику с модерном, и художник, для которого сказка Кэрролла представляет богатейший материал, тоже не отстает. И все эти приемы работают на зрителя, спектакль идет на одном дыхании, хоть и завершается нехрестоматийно – тем самым хеппи-эндом помолвки Алисы и Феликса.

Для Подгайца это не первая Алиса – в петербургском театре «Зазеркалье» давно идет его опера «Алиса в Зазеркалье» (сочинение 1980 года). Также перу Ефрема Иосифовича принадлежит полтора десятка опер, несколько мюзиклов и многочисленные хоровые сочинения. Поэтому ничего удивительного, что и в балете композитор не ограничил себя только оркестром, введя в партитуру хор, а хореограф даже вывел артистов хора на сцену – и очень удачно: хор в карельском театре – сильное звено. Дирижировал всем этим многообразием тоже москвич – главный дирижер Московского театра оперетты Константин Хватынец, экстренно вошедший в репетиционный процесс уже на финальном этапе, но мастерски справившийся с новой партитурой.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»