Прирастем Сибирью События

Прирастем Сибирью

В Концертном зале имени Чайковского Борис Березовский и Томский симфонический оркестр представили русскую классику

Московская филармоническая публика – слушатель искушенный и избалованный. Столичные афиши пестрят названиями, как говорится, «от и до», исполнителей – бесчисленное множество. Москва – центральный пункт гастролей и для западных звезд. И вот парадокс: сегодня наш меломан гораздо лучше знаком с зарубежными музыкантами, нежели со своими российскими. Госоркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского и Уральский симфонический под управлением Дмитрия Лисса – пожалуй, единственные коллективы, имеющие постоянные ангажементы в столице. А между тем, остальным регионам тоже есть, что предъявить.

Недавно Московская филармония запустила абонемент «Шедевры русской симфонической музыки. Оркестры России», в рамках которого региональные коллективы привозят программу из произведений русских классиков. В нынешнем сезоне в Концертном зале им. Чайковского уже выступили Ростовский оркестр с Валентином Урюпиным во главе и «Губернаторский» оркестр из Ульяновска, которым с недавних пор руководит Илья Дербилов. Настала очередь для Томского симфонического, который приехал покорять Москву в прямом смысле этого слова: коллектив не посещал столицу аж с 1980-х годов.

Томский оркестр, десятилетиями тихо скрывавшийся в тени славы сибирского наукограда, за 2010-е сильно трансформировался. По словам директора Томской филармонии Наталии Чабовской, коллектив омолодился, расширил и усложнил свой репертуар, сделав акценты на крупные симфонические опусы и современную академическую музыку. Все эти изменения происходят под руководством нового главного дирижера Михаила Грановского, занимающего свой пост с 2018 года.

Михаил Грановский, ученик Бориса Тевлина и Геннадия Рождественского в Московской консерватории, многие годы работая в разных коллективах, приобрел огромный опыт. За его плечами пост дирижера в Большом театре, сотрудничество с ведущими российскими оркестрами, а также работа за границей – в Сараево, Сеуле и Мехико. Весом и репертуарный багаж музыканта: от хрестоматийных симфонических шедевров и опер до редко звучащей музыки XX века.

Праздник воскрешения

«Мы гордимся нашим оркестром. Мы представиляли нашу область с симфонической программой в Великом Новгороде, в Абакане, в Казани, осенью планируем поехать на Симфонический форум в Екатеринбург, – говорит Наталия Чабовская. – Конечно, все сейчас находятся в творческом задоре. До концерта в Москве мы отыграли эту программу дома – томичи пришли поддержать и благословить нас на такую серьезную поездку».

Серьезность гастролей определялась и трудностью выбранных произведений. Открыло концерт «Волшебное озеро» Анатолия Лядова. С первых же нот зачаровали   обаяние и фантастичность партитуры, порадовали отлично выстроенный баланс, полнозвучность оркестра и, вместе с тем, рельефно «выписанные» тембровые краски (из необычного – засурдиненные гобои и фаготы), столь важные в этой сказочной музыкальной картине.  Во Втором фортепианном концерте П.И.Чайковского (авторская редакция) к  оркестру присоединился Борис Березовский. Исторически сложилось, что Второй концерт находится в тени своего знаменитого старшего брата. Однако он отнюдь не лишен мелодических красот и композиционных достоинств. Так считал и сам композитор, который любил его больше своего «первенца» в концертном жанре. В письмах Петр Ильич с теплотой называл этот опус «несчастным», имея в виду то, что публика отнеслась к нему слишком критично.

Мастерство Бориса Березовского всегда поражает не только убедительностью трактовки, но и великолепной фортепианной техникой, которая столь необходима и в этом труднейшем концерте. Легко и напористо «взял» пианист кажущуюся неприступной каденцию первой части. А яркий виртуозный как для солиста, так и для оркестра финал прозвучал даже дважды. После печально-созерцательного «Марта» из «Времен года», сыгранного на бис, повторенное attacca виртуозное Allegro прозвучало вдвойне радостно и оптимистично. Своими впечатлениями от концерта Борис Березовский поделился в небольшом интервью.

«Я всегда импровизирую на сцене, заранее до конца не знаю, как получится. Но сегодня действительно захотелось сделать музыку более насыщенной, сыграть симфонически. Я, правда, говорил и продолжаю думать, что у Чайковского очень важна балетная основа. Хотя он считал себя оперным композитором, но у меня в воображении часто возникают балетные образы». На вопрос, комфортно ли ему игралось во второй части, где большие развернутые соло у первой скрипки и концертмейстера виолончели – их исполнили Семен Промое и Антон Юрченко, – солист ответил так: «Они сыграли потрясающе. На репетиции я предложил им выйти перед роялем, чтобы образовалось своеобразное трио. Мне очень нравится такая идея, ведь Andante построена на их соло. Но дирижер сказал, что они останутся в оркестре. Очень жалко. К тому же пианисту особо делать нечего, и сидеть на передовой – как-то неловко. Кстати, неудачная версия концерта Александра Зилоти как раз появилась из-за того, что у рояля легкая партия в этой части. Но в целом остались самые приятные впечатления: замечательный оркестр, классный, профессиональный дирижер. Я послушал их сольные произведения на репетиции – было здорово».

Борис Березовский: Я совершенно спокоен

Логичным поворотом программы стал переход от Чайковского к главному наследнику его симфонических традиций, Сергею Рахманинову. Симфония № 3 (1936) – предпоследнее сочинение последнего русского романтика, предваряющее его гениальные «Симфонические танцы». В симфонии, где традиционный рахманиновский эпический мелодизм сочетается с колким и жестким гармоническим языком, ясно ощущается тяжелое душевное состояние композитора в поздние годы жизни, отягощенные тоской по родине. Но, помимо личных переживаний, в произведении отражаются и общечеловеческие вопросы. Именно в Третьей симфонии пронизывающий всю музыкальную ткань финала григорианский распев Dies irae (День гнева) обретет ту жуткую, зловещую окраску, которая и достигнет своего апогея в «Симфонических танцах». Исполнять этот шедевр – трудная задача для любого оркестра. Сибирские гастролеры не просто с ней справились, но подарили слушателям потрясающее художественное впечатление. К каждой интонации, образу, оттенку Михаил Грановский подошел с мастерством профессионала и чуткого музыканта, а оркестранты просто воодушевили виртуозным блеском и звуковым качеством игры. Так что сердца московской публики томичи действительно покорили.

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»

Opus 52: за сценой и немного баек События

Opus 52: за сценой и немного баек

Фестиваль новой музыки в Нижнем Новгороде собрал яркий международный состав

В поисках души События

В поисках души

Урал Опера Балет открыл сезон премьерой «Набукко»

«Спартак» на новом поле События

«Спартак» на новом поле

Шестой фестиваль «Видеть музыку» открылся балетом Хачатуряна «Спартак»