Прививка культуры События

Прививка культуры

Детская музыкальная школа имени В. В. Стасова отметила 100-летие фестивалем

В течение полугода креативная мысль била ключом: олимпиада, конкурсы, концерты преподавателей и выпускников школы прошлых лет, гастроли учащихся в Москве, Туле, Ярославле и даже за рубежом – ​в Италии. Фестиваль завершился двумя концертами в Малом зале консерватории и в Камерном зале Дома музыки, на сцену выходили и бывшие выпускники, теперь известные, состоявшиеся артисты, и юные звездочки, и оркестровые коллективы, и фольклорные ансамбли. «Мы благодарны судьбе за то, что нам посчастливилось быть причастными к истории этой знаменитой школы, и именно мы удостоены чести отмечать ее 100-летний юбилей», – ​такие слова не раз звучали в эти дни. Стасовская школа продемонстрировала роскошные творческие силы, а из буклета можно было узнать много интересного о ее насыщенной событиями истории и о вполне радужном настоящем.

Рожденная революцией

Спустя год после Октябрьского переворота Наркомпрос задумался о культурном просвещении рабочей прослойки. И утвердил проект создания в Замоскворечье Второй народной школы, поставив руководить В. Я. Эфрон, принадлежавшую к известной художественной семье Эфронов-Цветаевых. Вскоре статус учебного заведения повысили, образовав на его базе Второй государственный музыкальный техникум. А директором поставили будущего известного теоретика и профессора Московской консерватории С. В. Евсеева (автора хрестоматийного учебника по гармонии).

Ответ на вопрос, почему в 1923 году техникуму было присвоено имя грозного критика В. В. Стасова, архивы не зафиксировали. Возможно, начальство выбрало эту персоналию, как удачно отвечавшую коммунистическим установкам: ведь Стасов считал, что «русский народ должен иметь свое национальное искусство», которое суть «учебник жизни»…

Но, так или иначе, имя идеолога «Могучей кучки» принесло учебному заведению удачу. В начале 1930-х техникум вновь стал школой, а при ней открыли курсы – надо же было «учить кухарку управлять государством», играть на скрипке и петь. Но уже тогда в школу стали приходить одаренные дети, составившие затем славу своей стране. В числе самых звучных имен следует назвать дирижера Кирилла Кондрашина, как раз учившегося в довоенное десятилетие. В школьном музее как реликвия хранится его фото с дарственной надписью: «С чувством глубокой благодарности вспоминаю годы, проведенные в муз. школе и техникуме им. В. В. Стасова. Здесь меня научили любить музыку и уважать труд музыканта. За все это громадное спасибо всему коллективу педагогов, и в первую очередь – славной М. А. Шиховой, положившей много труда и терпения для воспитания такого “трудного” ребенка, каким был я в те годы».

В эти годы школа кочевала по Замоскворечью: вначале обитала на Малой Полянке, потом переехала на Софийскую набережную, затем на Щипок, снова на Полянку, но уже на Большую (в этом доме теперь обосновался Башмет-центр – школьные флюиды не покидают эти стены)…

Еще об одном пристанище вспоминал поэт Михаил Садовский, тоже в прошлом стасовец: «Всеми мыслимыми и немыслимыми путями, судьбой и провидением, стараниями друзей, коллег и Валентины Ивановны [Кульковой, директора с 1955 года. – Е. К.] в этом маленьком желтеньком домике на Добрынинской улице (Коровьем валу), чудом уцелевшем среди безликих монстров до наших дней, в самом центре Москвы, собрались такие музыканты и педагоги, которым впору статус самой прославленной консерватории. И не могу не перечислить хотя бы некоторых, не по значимости или превалирующим симпатиям, а как подсказывает память. Знаменитый король гитары и личный аккомпаниатор Ивана Семеновича Козловского – Александр Михайлович Иванов-Крамской, Александр Аббович Капульский, мастер камерного ансамбля, научивший нас слушать соседа, и дирижер Семен Петрович Великов, открывший секрет соединения слова с оркестром, мой педагог по вокалу, неустанная, деликатная и терпеливая Раиса Наумовна Люстерник, концертмейстер Аллочка Бабинцева, буквально втолкнувшая меня в мир песни, замкнутый теоретик Владимир Клобуков и легендарная Мария Алексеевна Шихова из времен Рахманиновской юности…»

На штурм Спасской башни

Но, как случается в любом жизненном цикле, за годами расцвета наступает упадок. И пришелся этот момент на лихие 1990-е. В общем хаосе жизненного уклада школа существовала по инерции – тихонечко, без амбиций. Но в 2012 году, накануне ее 95-летия, «наверху» вдруг спохватились о былой славе и призвали поднимать престиж «антикризисного» директора – А. Г. Слесареву, у которой за плечами был удачный опыт руководства школой имени Ю. А. Шапорина. «Мне пришлось объяснять, расшевеливать, мотивировать. Но буквально через полгода наши ученики начали участвовать в конкурсах, городских концертах – потенциал у педагогического состава сильный, люди у нас талантливые работают», – вспоминает о первых шагах Слесарева.

Изучив историю, она сделала ставку на оркестры, которыми когда-то славилась школа, – народных инструментов, духовой, который вскоре стал брендом стасовцев. Про этот коллектив и его руководителя Ришата Имаева можно вполне писать отдельную статью – тут и участие в фестивале «Спасская башня» в Кремле, и выступление в Русском центре науки и культуры в Риме, и бесчисленное количество завоеванных побед и лауреатств. Так что школа оказалась впереди государства, опередив на несколько лет инициативы Духового общества.

На хорошем счету и фольклорные ансамбли – «Маковки», объединивший малышей, и «Самоварье» – для ребят постарше; а еще хор, ансамбль скрипачей «Arco», камерный оркестр…

А еще тут можно почувствовать себя Аллой Пугачевой или Игорем Бутманом. Ведь впервые в России именно в школе имени Стасова в 1986 году ввели эстрадно-джазовое образование для детей. Тогда пришли молодые педагоги – Даниил Крамер, Михаил Окунь, Станислав Ариевич, они писали учебные пособия, по которым до сих пор ведется обучение. Евгений Лернер создал пособие по сольфеджио для эстрадно-джазового отделения, а совсем недавно – двухтомный учебник «Игра по цветным нотам», направленный на развитие навыков игры по слуху.

Несмотря на дискуссии о реформах дополнительного образования, классы в ДМШ имени Стасова не пустуют: «Сейчас широко в СМИ идут разговоры о пользе музыкального образования. Родители все больше начинают понимать, что раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре, искусству очень важно для его всестороннего, гармоничного развития, и что музыкальная школа – то место, где ребенок может получить основательное начальное музыкальное образование, – говорит А. Г. Слесарева. – К тому же, на государственном уровне обсуждается вопрос о дополнительных баллах в ЕГЭ тем, кто окончил ДМШ. Думаю, и этот фактор сыграет свою не последнюю роль в мотивации на обучение музыке. В настоящее время родители согласны и на платное отделение, если ребенок не прошел по конкурсному отбору на бюджетное, так как по госзаданию обучение за счет бюджетных средств доступно ограниченному количеству детей, всего не более 381-го».

Почему так мало, несмотря на вместительное здание? Вокруг теперь банки, офисы, магазины, жилых домов стало меньше – многие люди выехали из центра в спальные районы. «Мы не можем гарантировать ежегодно большой приток талантливых поступающих, а выполнять госзадание необходимо! – продолжает рассказ директор. – Когда-то, лет двадцать назад, как мне рассказывали старожилы школы, бюджетный контингент доходил до 600 человек. Тем не менее в настоящее время на платном отделении у нас обучается свыше 180 человек – детей и взрослых».

Фестиваль в горошек

Конкурсы, городские смотры, гастроли – это внешняя жизнь. Но и внутри школы происходит много интересного. Музыкальный марафон «Стасовский дворик» проходит уже четыре года подряд в День города. Тут выступают все коллективы, камерные ансамбли, в этом году заявку подал хор… Вокруг школы – просторный двор, ступени лесенки, ведущей к школе, становятся импровизированной сценой, перед которой расставляются полукругом стулья. Но особенно повезло дому напротив – жители открывают окна и слушают концерт прямо из своих квартир. Open air – формат опасный в нашем климате, но за четыре года погода ни разу не подвела.

Есть и другой проект – «Разноцветные горошины»: костюмированный эстрадно-джазовый фестиваль, где в одежде у выступающих должен быть соответствующий элемент. Вначале участвовали только эстрадники, теперь прибавились и другие специальности, а главное, проект стал общегородским – бывает, что набирается до 300 участников. Кстати, и зрители тоже должны быть соответственно одеты: в зал нельзя войти без «горошин». Папы находят галстуки, бабушки украшают шляпки. Но детям, чтобы получить право выступить, надо еще хорошенько позаниматься – требования к исполнению самые профессиональные.

Немного фактов

К своему юбилею Стасовская школа подошла с букетом наград: лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших школ России», Всероссийского фестиваля-конкурса творческих инициатив «Маленький принц»… Последние два года по 80–90 человек становятся лауреатами конкурсов, и эти успехи отмечены Благодарностью мэра С. С. Собянина «За вклад в развитие культуры в городе Москве».

В разное время ДМШ имени Стасова заканчивали композиторы Юрий Чичков и Александр Вустин, пианисты Александр Гиндин и Павел Домбровский, артисты Геннадий Хазанов и Александр Домогаров, дирижер, создатель знаменитого Ансамбля песни и пляски Владимир Локтев и искусствовед, занимавший пост замминистра культуры СССР, Андрей Золотов…

Наверняка и сейчас среди ребят, познающих музыкальную грамоту, растут будущие народные артисты. К следующему юбилею – сверим часы.


Галина Успенская,
концертмейстер ДМШ имени Стасова, арт-директор Центра развития талантов «Звездный мир»

Когда отмечали прошлый юбилей, 95-летие, у меня не возникало такого благоговения перед цифрами. А 100-летие очень воздействует – может быть, потому что я вместе с директором школы А. Г. Слесаревой занималась составлением буклета: мы привели в порядок всю историческую информацию, работали с материалами школьного музея. И теперь у меня ощущение, что я сама прошла вековой путь вместе с этой школой.

Музыка должна быть обязательным компонентом образования, пусть у каждого будут свои успехи – один сделает это профессией, другой останется любителем. Но это росток, который прорастает. Неслучайно бывшие выпускники, даже те, которые неважно учились, приводят теперь в школу своих детей. Вырастая, люди понимают нужность и красоту, которая с ними происходила. И психологи говорят: игра на инструменте – это мелкая моторика, замечательный способ развития интеллекта.

Нынешние дети отчасти изменились, но они как были разными, так и остались. Если в ребенке заложена любовь к музыке, внутренняя склонность, то он и будет этим заниматься с удовольствием. А тех, кого родители из-под палки тащат, возможно, надо больше развлекать. Хотя странно, ведь математикой тоже нелегко заниматься, но все изучают этот предмет.

Думаю, пройти курс обучения музыке надо с той же степенью ответственности и прилежания. Школа – это не кружок, не клуб, а учебное заведение. И почему бы не получить это образование, которое государство дает бесплатно? В деталях можно что-то менять, корректировать – поколение педагогов сейчас тоже другое, иное, нежели 100 лет назад. Но в целом наша система очень хорошая, и не вижу смысла кардинально ее менять.


Александр Гиндин
пианист, заслуженный артист России

В Детскую музыкальную школу имени В. В. Стасова, находившуюся неподалеку от нашего дома, меня привели родители. В ней я встретил Карину Ивановну Либуркину, легендарного педагога, проработавшего здесь более пятидесяти лет, и ставшего мне фактически «второй мамой». Она из меня сделала человека.

Когда мы произносим слово «история», это иногда не так далеко, как нам кажется. Мы говорим о знаковых событиях, которые случились 200, 500 лет назад. А есть события, произошедшие 100 лет назад и продолжающиеся до сих пор. Временной континуум нигде не рвется, и этому подтверждение и доказательство – существование Стасовской школы. Ей уже целый век. Давайте вдумаемся только, в каком году эту школу открыли, в каком состоянии было наше государство, какие интересы превалировали в обществе. И тем не менее последовала директива в Москве – создать музыкальные школы. И то, что над этим учебным заведением пронеслось столько разных государств, обществ, взаимоотношений, времен и лихолетий, и при этом Стасовская школа осталась живой, в прекрасной творческой и материальной форме – это замечательно. Когда сейчас заходишь туда – душа радуется. Вот место, куда хочется приходить и учиться, которое для многих становится «вторым домом» – настолько там хорошо, профессионально и надежно. Была прекрасная московская система «методкабинета», как это раньше называлось – и я продолжаю так говорить, потому что на этом вырос, – координировавшая взаимодействие детских музыкальных школ друг с другом и с вузами, с их профессорами. К сожалению, она сейчас почти исчезла. Остались отдельные осколки, одним из которых и является Стасовская школа – тот самый «осколок истории».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»