Признание в любви События

Признание в любви

В Петербургской филармонии завершился фестиваль «Площадь Искусств»

XXIV Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» в этом году прошел под знаком нескольких важных событий: отметил свое 25-летие, почтил память основателя Юрия Темирканова, ушедшего из жизни год назад. «Маэстро незримо присутствует во многих чертах основанного им фестиваля, прежде всего – в его в программах, в репертуаре в целом, – рассказал Евгений Петровский, художественный руководитель Большого зала филармонии. – Конечно, в первую очередь это относится к концертам открытия и закрытия, которые по традиции проходят в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера филармонии Николая Алексеева. Их программы – “Франческа да Римини” Чайковского и Второй концерт Рахманинова на открытии, фрагменты из оперы Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже”, Третий фортепианный концерт Прокофьева, “Энигма” Элгара на закрытии – все это “темиркановский” репертуар. В программах других концертов особенно выделяются в этом смысле две симфонии Густава Малера: Пятая, которую исполнил Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, и Третья в исполнении Заслуженного коллектива России».

Следуя главной идее – объединить разные институции «Площади Искусств», концерты в залах филармонии дополнили спектаклем «Евгений Онегин» в Михайловском театре, хоровой программой в Храме Воскресения Христова (Спас на крови). Глядя на афишу в целом, заметно очевидное желание добиться эксклюзивности, стремление сделать так, чтобы о фестивале говорили. Впервые за историю фестиваля была заказана партитура современному автору: по инициативе Николая Алексеева композитор Валерий Воронов написал симфонию. Мировая премьера прозвучала на открытии в комбинации с проверенными опусами Чайковского и Рахманинова.

Состав артистов на «Площади Искусств» всегда звездный. Певица Хибла Герзмава, виолончелист Александр Князев, пианисты Денис Мацуев и Николай Луганский. Победительница Международного конкурса имени Чайковского виолончелистка Мария Зайцева стала дебютанткой фестиваля, но были и ветераны – те, кто принимал участие в самом первом фестивале 1999 года: оркестр Мариинского театра с Валерием Гергиевым, скрипач Вадим Репин, а также дирижер Александр Сладковский. В 1999 году он, совсем молодой дирижер, был приглашен выступить в фестивале как один из лауреатов недавно прошедшего Третьего международного конкурса имени Прокофьева, а сейчас Александр Сладковский вернулся уже в статусе одного из ведущих российских дирижеров, главного дирижера Государственного академического симфонического оркестра Республики Татарстан. Под его управлением в исполнении ЗКР прозвучала Третья симфония Малера, а сам концерт посвятили памяти Мариса Янсонса, как артиста, входившего, по словам Евгения Петровского, «в условно ближний круг маэстро Темирканова».

«Что мне рассказывает ночь»

Возвращение Сладковского за пульт прославленного оркестра спустя четверть века получилось триумфальным: пятнадцатиминутная стоячая овация в зале, восторженные отзывы таких знатоков, присутствовавших в зале, как композитор, художественный руководитель Московской филармонии Александр Чайковский, как руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин, как художественный руководитель Санкт-Петербургского музыкального театра имени Ф.И. Шаляпина Фабио Мастранджело. Вообще, в зале в этот вечер собралось немало просвещенной публики и критиков, поскольку Третья Малера крайне редко появляется в афишах и вовсе не из-за количества участников. Детский хор и соло сопрано в дополнение к оркестру вряд ли сейчас кого-то испугает. Но масштаб композиции, ее протяженность – примерно час сорок минут – ставят перед исполнителями серьезнейшие задачи, главная из которых – как выстроить всю драматургию, чтобы остались силы и у оркестра, и у слушателей до финала, где композитор пишет красивейшую, но требующую невероятно высокого эмоционального тонуса музыку.

Монументальные полотна – это особый «конек» Сладковского, имеющего в активном репертуаре, а сейчас и записывающего все симфонии Малера. Только что он исполнил симфоническую поэму Р. Штрауса «Так говорил Заратустра», совершив предварительное погружение в философию Ницше, столь важную для Третьей Малера. Здесь нет сверхчеловека, а только природа – во всем ее пугающем величии в первой части («Лето шествует вперед»), после которой, кстати, зал едва удержался от аплодисментов в адрес оркестра и дирижера. Вторая часть («О чем рассказывают цветы») очаровала и окутала танцевальными ритмами, причудливыми интонациями, а проскальзывающий мотив бубенцов намекал посвященным о связи со следующей, Четвертой симфонией. Третья часть, «О чем рассказывают звери», запомнилась длинным соло почтового рожка за сценой, где солист добился поразительной кантилены и гибкости фразировки. Буквально с красной строки началась четвертая часть, отделенная технической паузой, необходимой для выхода солистки Ольги Бородиной, Хоровой коллегии Санкт-Петербурга и Детского хора Телевидения и Радио Санкт-Петербурга. «О, человек, внемли! Что говорит глухая полночь?» Великолепные грудные ноты Бородиной подчеркнули значимость высказанного слова, сокровенность смыслов, вложенных композитором в эту часть. Дирижер заставлял затаиться, вслушаться в музыку, благоговеть. И эти чувства еще больше разгорались, перерастая в радостное ликование в пятой части, где у женского и детского хоров звучит народный напев «Три ангела пели» из любимого Малером сборника «Волшебный рог мальчика». А вершиной симфонии стала шестая часть, воспевающая любовь, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, всему верит, все переносит». Струнные вели бесконечную мелодию, в потоки которой время от времени вторгался хор медных духовых, усиливая эмоциональные вибрации. Это был апофеоз, но не такой громогласный, как в предыдущей, Второй симфонии, скорее лирически-проникновенное признание, обращенное напрямую к каждому сидящему в зале.

Контрасты пугающих и ласкающих слух тем, накатывающие мощные волны и примиряющая рефлексия, заложенная композитором в шести частях симфонии, – все это было и явственно прочитывалось в интерпретации Сладковского и ЗКР, которые играли в этот вечер с необыкновенным увлечением. И этот момент стоит акцентировать отдельно, ведь «химия» между приглашенным гостем и хозяевами возникает не всегда, и отдача музыкантов иногда бывает формальной. Но не в этот раз.

Процитирую мнение, которое высказал концертмейстер оркестра Павел Попов, спустя пару дней после выступления, когда, казалось бы, накал страстей уже утих: «Александр Сладковский приятно удивил нас всех. Он провел все репетиции на высочайшем уровне, если учесть, что у нас было всего три репетиции на почти двухчасовую симфонию, то это делает его труд титаническим – так четко и результативно выстроить весь процесс с участием двух хоров, солистки…

Ольга Бородина и Александр Сладковский

Александр Сладковский не просто указывал оркестру выполнять какие-то вещи, но оркестр сам захотел вместе с ним играть, дышать и звучать. Каждое слово дирижера на репетициях ловилось всеми музыкантами мгновенно.

Он репетировал крупными фрагментами, не вдаваясь в мелочи, которых у Малера огромное множество, так как существовал риск закопаться в первых же тактах и увязнуть. Сладковский поступил по-другому: дал оркестру “высказаться”, понимая, что перед ним суперпрофессионалы, которые умеют читать не только правильные ноты и авторские указания. Сладковский с нами делал Музыку с большой буквы: где надо, показывая очень точную сетку, где этого не требовалось, давал абсолютную свободу солирующим инструментам, солирующим группам. Мы получили огромное удовольствие, и мои коллеги, с которыми мы это обсуждали, ловили себя на мысли, что, несмотря на тяжелую по содержанию и протяженности симфонию, после репетиции не чувствовали себя уставшими или подавленными. Отдельно хочу отметить то, как Сладковский провел сам концерт, как отдал частичку себя, будучи полностью погруженным в музыку, которая для него и наслаждение, и страдание, и страсть, и грусть, и радость. Всю палитру чувств, которая заложена в этой симфонии, Сладковский блестяще, а главное, искренне передал оркестру, а мы, со своей стороны, постарались передать публике. Как концертмейстер оркестра данной программы могу сказать, что мы все были счастливы работать с этим музыкантом, и очень ждем его вновь!»

Когда возраст только в радость События

Когда возраст только в радость

В Большом театре восстановили «Похождения повесы» Стравинского в постановке Бориса Покровского

Секрет счастья Дениса Мацуева События

Секрет счастья Дениса Мацуева

В Оренбурге презентовали новый симфонический оркестр

Излучающие радость События

Излучающие радость

Состоялась III Конференция Ассоциации народных и хоровых коллективов Российского музыкального союза

Добро побеждает зло События

Добро побеждает зло

«Кащея» Римского-Корсакова спели на Фестивале имени С.К. Горковенко