Про царевну-пружинку и мальчиков-колокольчиков События

Про царевну-пружинку и мальчиков-колокольчиков

На сцене Большого зала Московской консерватории разыграли спектакль по сказке «Городок в табакерке»

Сказку русского философа-мистика Владимира Одоевского знает любой ребенок – это, что называется, нетленная классика. Говорят, что писатель создал ее отнюдь не только для детей, но и для взрослых, завуалировав в рассказе об устройстве музыкальной шкатулки сатиру на аракчеевский солдафонский уклад в тогдашней России. С другой стороны, возможно, Одоевский вовсе не критиковал, а, наоборот, восхвалял порядок и иерархическую подчиненность, лежащие в основе мироздания.

Свою версию предложила команда творчески неуспокоенных людей. Автор идеи Ярослава Кабалевская пригласила в соавторы режиссера, педагога ГИТИСа Галину Зальцман, актрису театра «Современник» Алену Бабенко, композитора Кузьму Бодрова, продюсера Марту Глазкову, и все вместе они создали концепт музыкально-драматической композиции «Городок в табакерке».

Сцена Большого зала, что выглядело непривычно для его постоянных посетителей, была поделена на две зоны: слева – музыканты – Большой детский хор имени В.С.Попова (руководитель Анатолий Кисляков), «КOROLЁV orchestra» при участии студентов Московской консерватории (дирижер – Григорий Королёв), справа – рассказчица, в центре визуально «цементировал» музыкантов и актеров величественный орган. При этом граница между рампой и публикой, так называемая «четвертая стена», стиралась благодаря постоянному включению в действие пантомимы, в которой были задействованы воспитанники (в том числе и дети с ограниченными возможностями) Филимонковского детского дома-интерната «Солнышко». Их дружба с Московской консерваторией началась в рамках акции «Добрые выходные», когда в разгар пандемии, 26 декабря 2020 года в концертном зале детского дома был проведен силами студентов МГК новогодний интерактивный концерт.

И эта инклюзивная составляющая новой акции была особенно трогательна – кстати, ребята из «Солнышка» выглядели весьма профессионально и действовали артистично и слаженно, в чем большая заслуга известного театрального актера-мима Анвара Либабова.

В чинное пространство БЗК ворвался (в хорошем смысле) площадной театр. Чудесные передвижные декорации (специально созданные художницей Ярославой Рафиковой) «путешествовали» по зрительским проходам и сцене, воссоздавая волшебный мир жителей Табакерки. Тут были светящиеся домики, «солнце» и «луна», чьим перемещением «по небу» над сценой руководили мальчики-колокольчики, огромный «валик», передвигающийся по партеру на ходулях и издававший зловещее жужжание, картонная рыба, «плывущая» по музыкальным волнам, черные шапки строгих «дядек-молоточков» и многое иное.

Выразительное чтение и игра Алены Бабенко были вплетены в общую партитуру с музыкальными номерами, которые удачно иллюстрировали и дополняли эпизоды сказки. Лейтмотивом спектакля стала очаровательная миниатюра Лядова «Музыкальная табакерка», о которой критик В.Стасов в свое время с восхищением писал композитору: «И как это у вас так мило в “Табакерке”, когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно». Проявивший креатив Григорий Королёв подбавил театральности, изобразив с помощью какой-то детской игрушки, как со скрипом и скрежетом «заводится» механизм шкатулки.

Кузьма Бодров в качестве музыкального руководителя составил симпатичную сюиту, куда вошли фрагмент из «Волшебной флейты» Моцарта, две пьесы из «Детского альбома» Чайковского, его же «Танец Феи Драже» (партия челесты – Екатерина Карпова), хоровая обработка популярной мелодии «Тихая ночь» (в транскрипции Федора Кириллова), а также собственная миниатюра Бодрова «Пружинка» (на слова поэта Дмитрия Макарова) для хора и органа, на котором солировала Евгения Кривицкая. Под пальцами артистки исторический инструмент французского мастера Кавайе-Колля проявил себя во всем великолепии красок: тут была и устрашающая «Баба-яга» Чайковского, и грациозное Анданте самого Владимира Одоевского, как известно, страстного поклонника органной игры и автора не только литературных, но и музыкальных сочинений.

В финале очаровательная белокурая девочка Настя, которая в Прологе канючила и не хотела ничего слышать про консерваторию и про музыку, с энтузиазмом заявляла: «Хочу учиться музыке! Теперь мне интересно!» И к ней наверняка готовы были присоединиться многие маленькие зрители, да и их родители, с воодушевлением аплодировавшие участникам и создателям этого прекрасного спектакля. Сказка стала былью благодаря финансовой поддержке Московской консерватории и целого ряда институций. «Этот успех стал подтверждением важности социальной миссии программы “Консерватория – детям” – помощи детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями в их полноценном участии в общественной жизни, в свободной реализации их творческих интересов», – говорит Ярослава Кабалевская. – Благотворительный характер проекта позволил бесплатно посетить спектакль более чем 700 подопечным и друзьям программы, в том числе воспитанникам Центра содействия семейному воспитанию “Маяк”, Одинцовского пансиона семейного воспитания №2, московских детских театральных студий, Детской музыкальной школы №1 города Подольска, музыкальной школы города Суздаля и многих других».

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».