Про царевну-пружинку и мальчиков-колокольчиков События

Про царевну-пружинку и мальчиков-колокольчиков

На сцене Большого зала Московской консерватории разыграли спектакль по сказке «Городок в табакерке»

Сказку русского философа-мистика Владимира Одоевского знает любой ребенок – это, что называется, нетленная классика. Говорят, что писатель создал ее отнюдь не только для детей, но и для взрослых, завуалировав в рассказе об устройстве музыкальной шкатулки сатиру на аракчеевский солдафонский уклад в тогдашней России. С другой стороны, возможно, Одоевский вовсе не критиковал, а, наоборот, восхвалял порядок и иерархическую подчиненность, лежащие в основе мироздания.

Свою версию предложила команда творчески неуспокоенных людей. Автор идеи Ярослава Кабалевская пригласила в соавторы режиссера, педагога ГИТИСа Галину Зальцман, актрису театра «Современник» Алену Бабенко, композитора Кузьму Бодрова, продюсера Марту Глазкову, и все вместе они создали концепт музыкально-драматической композиции «Городок в табакерке».

Сцена Большого зала, что выглядело непривычно для его постоянных посетителей, была поделена на две зоны: слева – музыканты – Большой детский хор имени В.С.Попова (руководитель Анатолий Кисляков), «КOROLЁV orchestra» при участии студентов Московской консерватории (дирижер – Григорий Королёв), справа – рассказчица, в центре визуально «цементировал» музыкантов и актеров величественный орган. При этом граница между рампой и публикой, так называемая «четвертая стена», стиралась благодаря постоянному включению в действие пантомимы, в которой были задействованы воспитанники (в том числе и дети с ограниченными возможностями) Филимонковского детского дома-интерната «Солнышко». Их дружба с Московской консерваторией началась в рамках акции «Добрые выходные», когда в разгар пандемии, 26 декабря 2020 года в концертном зале детского дома был проведен силами студентов МГК новогодний интерактивный концерт.

И эта инклюзивная составляющая новой акции была особенно трогательна – кстати, ребята из «Солнышка» выглядели весьма профессионально и действовали артистично и слаженно, в чем большая заслуга известного театрального актера-мима Анвара Либабова.

В чинное пространство БЗК ворвался (в хорошем смысле) площадной театр. Чудесные передвижные декорации (специально созданные художницей Ярославой Рафиковой) «путешествовали» по зрительским проходам и сцене, воссоздавая волшебный мир жителей Табакерки. Тут были светящиеся домики, «солнце» и «луна», чьим перемещением «по небу» над сценой руководили мальчики-колокольчики, огромный «валик», передвигающийся по партеру на ходулях и издававший зловещее жужжание, картонная рыба, «плывущая» по музыкальным волнам, черные шапки строгих «дядек-молоточков» и многое иное.

Выразительное чтение и игра Алены Бабенко были вплетены в общую партитуру с музыкальными номерами, которые удачно иллюстрировали и дополняли эпизоды сказки. Лейтмотивом спектакля стала очаровательная миниатюра Лядова «Музыкальная табакерка», о которой критик В.Стасов в свое время с восхищением писал композитору: «И как это у вас так мило в “Табакерке”, когда вдруг что-то крякнет или чихнет вверху! Ах, как мило, ах, как комично и грациозно». Проявивший креатив Григорий Королёв подбавил театральности, изобразив с помощью какой-то детской игрушки, как со скрипом и скрежетом «заводится» механизм шкатулки.

Кузьма Бодров в качестве музыкального руководителя составил симпатичную сюиту, куда вошли фрагмент из «Волшебной флейты» Моцарта, две пьесы из «Детского альбома» Чайковского, его же «Танец Феи Драже» (партия челесты – Екатерина Карпова), хоровая обработка популярной мелодии «Тихая ночь» (в транскрипции Федора Кириллова), а также собственная миниатюра Бодрова «Пружинка» (на слова поэта Дмитрия Макарова) для хора и органа, на котором солировала Евгения Кривицкая. Под пальцами артистки исторический инструмент французского мастера Кавайе-Колля проявил себя во всем великолепии красок: тут была и устрашающая «Баба-яга» Чайковского, и грациозное Анданте самого Владимира Одоевского, как известно, страстного поклонника органной игры и автора не только литературных, но и музыкальных сочинений.

В финале очаровательная белокурая девочка Настя, которая в Прологе канючила и не хотела ничего слышать про консерваторию и про музыку, с энтузиазмом заявляла: «Хочу учиться музыке! Теперь мне интересно!» И к ней наверняка готовы были присоединиться многие маленькие зрители, да и их родители, с воодушевлением аплодировавшие участникам и создателям этого прекрасного спектакля. Сказка стала былью благодаря финансовой поддержке Московской консерватории и целого ряда институций. «Этот успех стал подтверждением важности социальной миссии программы “Консерватория – детям” – помощи детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями в их полноценном участии в общественной жизни, в свободной реализации их творческих интересов», – говорит Ярослава Кабалевская. – Благотворительный характер проекта позволил бесплатно посетить спектакль более чем 700 подопечным и друзьям программы, в том числе воспитанникам Центра содействия семейному воспитанию “Маяк”, Одинцовского пансиона семейного воспитания №2, московских детских театральных студий, Детской музыкальной школы №1 города Подольска, музыкальной школы города Суздаля и многих других».

Беллини в неоклассической скорлупе События

Беллини в неоклассической скорлупе

В Перми поставили оперу «Норма». Шедевр эпохи бельканто пермяки увидели впервые спустя почти 200 лет после его создания

И снова Брукнер События

И снова Брукнер

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан закрыл сезон Восьмой симфонией Антона Брукнера

Пост-постскрипт События

Пост-постскрипт

В Большом театре продюсер Юрий Баранов и компания MuzArts представили новую версию программы современной хореографии

Опера, существующая в двух мирах События

Опера, существующая в двух мирах

В Концертном зале Музея Победы состоялось историческое событие – сценическая постановка оперы В. Ульмана «Император Атлантиды»