Проделки фатума События

Проделки фатума

Камерный оркестр Пермской оперы под управлением Артёма Абашева выступил в частной филармонии «Триумф»

Когда в конце прошлой зимы театр презентовал новый коллектив, никто и представить не мог, насколько неподходящим было для этого время. Но у Пермской оперы в тот момент словно открылось второе дыхание, и она с воодушевлением вступала в новую для себя эру: планировала сотрудничество с европейскими институциями, стажировку студентов в оркестре и – вспомнить забавно – прямой рейс «Пермь – Зальцбург». О бывшем здесь культе личности напоминал лишь истаивающий аромат теодоровского парфюма, зато о бывшем уровне профессионализма – помнили все. Высокая планка, заданная уехавшим дирижером, и неизбежные сравнения в духе «тогда – сейчас» обязывали театр стараться вдвое больше. Руководство обещало сохранить условия для «бациллы перфекционизма», занесенной Курентзисом, и прочило новому оркестру статус haute couture-­коллектива при театральной институции. Под управлением Артёма Абашева, главного дирижера Пермской оперы, Камерный оркестр во время презентации действительно был на высоте. Наверняка там бы он и остался, если бы не другая «бацилла», подхваченная всем миром месяцем позже. Впрочем, потери невелики: главное, что молодой оркестр в принципе пережил кризис и сейчас звучит если не на уровне haute couture, то уж точно на уровне добротного casual deluxe.

Спустя год оркестранты играют с тем же неравнодушием и курс держат на исполнение музыки ХХ века. Как и раньше, подход этот скорее компромиссный, чем радикальный: только первая половина столетия, только культовые опусы и сочинения, отсылающие к прошлым эпохам. Так, на концерте оркестра в частной филармонии «Триумф» музыка первой трети ХХ века «проехалась» и по барокко, и по романтизму. «Лирическую сюиту» Берга обрамило раннее, почти романтическое сочинение Веберна и его же обработка шестиголосного ричеркара из «Музыкального приношения» Баха.

Первый блин вышел совсем уж комом, но, как бывает в таких случаях, не по вине «пекаря», а из-за проделок фатума. Оригинальная баховская тема разворачивается медленно, широко и в случае неудачного исполнения рискует распасться на отдельные мотивы. Веберн намеренно дробит ее еще больше, распределяя звуки между разными партиями, в связи с чем у музыкантов возникает другая задача – в условиях piano быть внятными и предельно точными во времени. Но с первых тактов ­что-то пошло не так: духовые беспрерывно киксовали, струнные растерялись и едва смогли вовремя вступить. Причины случившегося выяснились позже: перепады температуры, проблемы с сурдинами, волнение… Все бывает, но партитура Баха – Веберна беспристрастна: разрушив «фундамент» в начальных тактах, оркестр уже не смог придать форму руинам.

Дальнейшего исполнения ждали две струнных партитуры: обе – сочиненные нововенскими классиками в состоянии восторженной любви, каждая – на своем собственном «языке». Хотя репетиционное усилие Камерного оркестра еще не дозрело до состояния артистической свободы, в музыкальном отношении «Лирическая сюита» Берга здорово состоялась. Сложно устроенную, по большей части додекафонную музыку коллектив, несмотря на молодую нервозность, сыграл с пониманием стиля и бережной нюансировкой, что в целом характерно для «пуантилистического» дирижерского почерка Абашева. Но, безусловно, по-настоящему родной стихией для Камерного оркестра стала позднеромантическая экспрессия с ее эмоциональным накалом, широкими фразами и отчетливыми кульминациями. Прозвучавшая в финале Медленная часть для струнного квартета Веберна это подтвердила. Композитор написал сочинение в 21 год, и оно даже не намекает на грядущие изменения в стиле автора. В этом контексте вспоминается прошлогоднее, также чрезвычайно успешное исполнение оркестром «Просветленной ночи» Шёнберга – пьесы, стилистически близкой веберновской.

Сейчас Камерный оркестр только расправляет крылья. Скоро ему предстоит исполнение опуса, ставшего отправной точкой для многих современных композиторов, – Музыки для струнных, ударных и челесты Бартока. Прозвучит и Фортепианный квинтет Сезара Франка, где партию фортепиано Артём Абашев исполнит сам.

Ценность общения События

Ценность общения

В Московской консерватории состоялась презентация нового сборника сочинений Родиона Щедрина

Шамиля сделала свита События

Шамиля сделала свита

В Москве прошла мировая премьера неизвестного сочинения Мусоргского. «Хор свиты Шамиля» прозвучал как протоавангард

Без стука судьбы События

Без стука судьбы

Госоркестр Республики Татарстан исполнил классицистские симфонии Бетховена

Лицемерие Тита События

Лицемерие Тита

Мило Рау – швейцарский драматург и режиссер, работающий на стыке интерпретативного и документального театра, основатель компании «Международный институт политического убийства» – дебютировал в опере, поставив в Большом театре Женевы «Милосердие Тита».