Совсем немного остается до старта XIV Международного конкурса артистов балета, который пройдет на сцене Государственного академического Большого театра России. По условиям конкурсанты будут соревноваться в двух возрастных группах: младшей (до 18 лет) и старшей (до 27 лет). Уже подано 343 заявки из 33 стран мира; 20 апреля по результатам видеоотбора будут определены счастливчики.
Оценивать мастерство танцовщиков будет авторитетное жюри, в состав которого войдут ведущие деятели мирового балета под руководством выдающегося хореографа современности, народного артиста СССР Юрия Николаевича Григоровича. Именно 95-летию мастера и посвящен балетный конкурс этого года.
Международные балетные конкурсы существуют во многих странах мира и стали неотъемлемой частью мирового хореографического искусства, способствуя повышению художественной культуры балетных театров, творческим находкам и экспериментам, появлению новых поколений танцовщиков.
«Конкурсы задумывались как торжество удивительного и прекрасного искусства танца, – подчеркивает Юрий Николаевич Григорович, – они быстро завоевали сердца зрителей, увлекли участников и сегодня уже стали традицией, частью современной мировой культуры».
Каноны гармонии и красоты, заложенные классиками, поиск новых форм, а также открытие молодых имен и их первый зрительский успех – все это составляет основу танцевального состязания. Юрий Николаевич как-то заметил: «Я не из тех, кто забывает или перечеркивает прошлое…» Следуя словам мастера, вспомним самый первый московский конкурс, ставший дебютным для нашей страны на международной арене.
История знаменитого конкурса началась в 1969 году. Уже на первом московском балетном смотре выступило 78 участников из 19 стран! Масштаб личностей, проводивших конкурс, не менее впечатляет. У истоков конкурса стояла великая русская балерина Ольга Лепешинская (в 1973 году она возглавила оргкомитет международных конкурсов артистов балета в Москве), председателем Оргкомитета стал выдающийся хореограф XX столетия Игорь Моисеев, а легендарная Галина Уланова возглавила судейскую коллегию. В состав жюри первого конкурса вошли известные артисты: Алисия Алонсо (Куба), Юрий Григорович (СССР), Майя Плисецкая (СССР), Арнольд Хаскел (Великобритания), Иветт Шовире (Франция), Вахтанг Чабукиани (СССР). В жюри тогда приняли участие и другие представители балетной элиты из Румынии и Югославии, США и Польши, Японии и Болгарии, Великобритании и Венгрии, Дании, ГДР и Финляндии.
Золотые медали на первом конкурсе завоевали Франческа Зюмбо (Франция), Малика Сабирова (СССР), Нина Сорокина (СССР), Патрис Барт (Франция), Михаил Барышников (СССР), Юрий Владимиров (СССР).
Такой впечатляющий старт, безусловно, позволил московскому конкурсу ярко заявить о себе на международной арене. «В мире существует много балетных состязаний, но московский конкурс стоит особняком, он ассоциируется у меня с чем-то невероятно значимым, мощным, великим, ведь участники удостаиваются чести танцевать в Большом театре. А эта сцена, как известно, требует совсем иной отдачи, нежели другие. Чтобы выступать здесь, нужно быть подготовленным не только физически, но и морально. Зачастую в лидеры выходят те, кто сумел совладать с нервами», – признается прима-балерина Большого театра Светлана Захарова.
Через 20 лет конкурс сильно расширил географию участников – к примеру, на VI Международный конкурс артистов балета в Москве собрались 104 участника из 26 стран мира, а на последнем, XIII конкурсе в 2017 году к участию было допущено 200 участников из 27 стран. Постоянное внимание и поддержка конкурса Правительством РФ и Министерством культуры РФ позволили существенно увеличить сумму призового фонда.
Искусство балета живет и развивается благодаря выдающимся балеринам, танцовщикам, хореографам, дарит зрителям замечательные спектакли. А балетные состязания открывают новые имена и таланты. О первом московском балетном смотре Галина Уланова сказала слова, которые очень важны сегодня, во времена поиска опоры и стабильности: «На конкурсе есть победители, но нет побежденных. Каждый из участников стал богаче, чем был вчера, и творчески, и духовно… Первый Московский международный конкурс артистов балета вылился в фестиваль большой человеческой дружбы!»
Спустя 53 года слова легендарной Улановой обретают свою актуальность и могут стать тем ориентиром, позволяющим всегда помнить, что истинная цель искусства – объединение и служение, а главная ценность – творческий и духовный рост всех вовлеченных в него, от артиста до зрителя.