Продвижение «Притяжения» События

Продвижение «Притяжения»

Музыканты посвятили новую программу сценическому движению в исполнительской практике

Команда молодых энтузиастов под предводительством своего лидера скрипача Даниила Когана выступила в Московской филармонии, куда в этом году перебралась из Малого зала Московской консерватории (проект «Притяжение» проходил именно там). Риск был оправдан: несмотря на камерный формат выступлений и нетривиальную концепцию концерта, музыкантам удалось собрать полный зал – и это говорит о том, что у творческого объединения уже сложилась своя аудитория, свои поклонники, привыкшие к их экспериментам, всяческому объединению самых разных искусств на одной сцене. Новая программа «Притяжения» не исключение, хотя на сей раз худрук проекта Даниил Коган решил сконцентрироваться лишь на связи музыки и движения в исполнительской практике. Каждое сочинение он и его сподвижники превратили в инструментальный театр, использовали сценическое пространство в самых разных вариантах, тем самым наглядно демонстрируя собственное утверждение: «Мы показываем, как под другим углом можно взглянуть на творческий процесс, когда артистам не ставят никаких условий и ограничений, когда они находятся в состоянии полной свободы». В этот танцевальный вечер свободы было, действительно, много – не только визуальной, но и, собственно, музыкальной, в интерпретациях выбранных произведений.

Программа была выстроена не по принципу хронологии – ожидаемого исторического продвижения не случилось, – но концерт все же начался с эпохи барокко. В сюите для струнных «Баталия» Генриха фон Бибера отсутствует какая-либо перформативность, хотя предвестников музыки XX века там предостаточно: это и новаторский для времени Бибера прием col legno, и пиццикато, имитирующее звуки пушечных выстрелов, политональность, и подкладывание куска бумаги под струны контрабаса для имитации барабанной дроби. Ансамбль «притяженцев» устроил в сюите целое шоу: солисты не просто не спеша перемещались по сцене с инструментами, но и выходили, не переставая играть, в партер и амфитеатр (оммаж Владимиру Горлинскому?), садились на пол и даже попытались в действительности изобразить пирушку солдат в шумном пабе – один из номеров сюиты. Отсутствие единой театрализованной линии, какой-то внятной концепции во всем этом действе отчасти превращало исполнение в капустник, и вопрос, а так ли нужно было подчеркивать нарративность и театральность сюиты, напрашивался сам собой. В следующем сочинении концерта изобретать ничего не пришлось, все уже придумал американский композитор Джордж Крам – как известно, «патриарх» инструментального театра. Цикл для голоса и камерного ансамбля «Ночь четырех лун», посвященный конкретному событию – высадке американцев на Луну, – заканчивается эффектным образом: исполнители, как в «Прощальной симфонии» Гайдна, постепенно покидают друг за другом полуосвещенную сцену, на которой остается лишь один музыкант. Виолончелистка Галина Мальян буквально растягивала во времени высокие флажолеты, казалось, что эти звуки будут длиться бесконечно, однако пьеса завершилась так же мистически-таинственно, как и началась. Особую атмосферу ирреальности происходящего, потусторонности придавал голос солистки хора musicAeterna Элени-Лидии Стамеллу; Анна Комарова (флейта), Сергей Гуделев (банджо) и Филипп Карандеев (ударные) были ее чуткими партнерами.

Идея движения в музыке у «Притяжения» реализовалась и в самом прямом виде – в танце. Хореографическая поэма «Вальс» Равеля прозвучала в привычной авторской версии для двух фортепиано, но в сопровождении танцевального трио (Марк Феофилов, Ульяна Булычева, Анастасия Тугушева). Хореографы объединения Narushenki Алексей Нарутто и Ольга Тимошенко создали историю любви в духе классического любовного треугольника, которая раскрывалась в пластических этюдах под сладостные звуки дуэта пианистов Алексея Мельникова и Арсения Тарасевича-Николаева. Пожалуй, это было стопроцентное отражение идеи концерта и той самой связи музыки и движения: вспомним, что изначально «Вальс» создавался как балет для «Русских сезонов» Дягилева.

Скрипичный концерт №1 Моцарта и Октет для струнных Энеску были исполнены без какой-либо перформативности, идея движения здесь считывалась на метафорическом уровне. В моцартовском концерте участники «Притяжения» показали, насколько органично и четко они взаимодействуют друг с другом в ансамбле, как слаженно у них выстроены дуэты-переклички и распределены функции инструментов. Скрипачи Даниил Коган, Иван Наборщиков и Михаил Усов перевоплотились в капельмейстеров, поочередно руководили своей «капеллой», выходя на середину сцены лицом к публике. Каждый maestro di сappella представил свою каденцию, не лишенную, однако, театральности – впрочем, уместной для данного жанра. В Октете Джордже Энеску, который мастерски преподнесли Даниил Коган, Роман Викулов, Деннис Гасанов, Михаил Фейман (скрипка), Павел Романенко, Андрей Усов (альт), Мария Зайцева и Арсений Безносиков (виолончель), движение ощущалось в каждом взятии струны, в каждом взмахе смычка. Все это сочинение – гипертрофированное, с одной стороны, и драматически-надломленное – с другой, – словно существовало благодаря моторчику, импульсу, скрепляющему части воедино. Солисты «Притяжения» то соревновались друг с другом, то объединялись. Это был живой увлекательный процесс, настоящее свободное музицирование в хорошем смысле этого слова.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»