Проект «Четыре времени Дьёрдя Лигети» представят в Московской консерватории

07.03.2023
Проект «Четыре времени Дьёрдя Лигети» представят в Московской консерватории

В 2023 году исполняется 100 лет со дня рождения Дьёрдя Лигети (1923–2006) — одного из блестящих творцов ХХ века, чья осязаемая обволакивающая музыка часто ассоциируется с чем-то сверхъестественным. Многим она знакома по фильмам Стэнли Кубрика «Сияние» и «Космическая одиссея». К 100-летию композитора ансамбль «Студия новой музыки» и Центр современной музыки готовят научную конференцию и концерт, которые пройдут 28 марта в Московской консерватории. Оба события объединяет общее название — «Четыре времени Дьёрдя Лигети». Оно акцентирует внимание на четырёх «сезонах» творчества композитора, в котором парадоксальным образом сплетаются сложность и ирония, авангард и минимализм, раблезианский юмор и музыка африканских пигмеев.

Лигети никогда не примыкал к какому-либо направлению и постоянно обновлял свой музыкальный язык. В начале пути он, как и многие венгерские авторы его поколения, находился под влиянием стиля Белы Бартока. В своих смелых и оригинальных партитурах 1950-х годов Лигети развивал структурные и тембральные принципы бартоковского письма, обращался к венгерскому, румынскому, болгарскому и балканскому фольклору. В 1957–1958 годы он исследовал электронику в Кёльнской электронной студии вместе с Карлхайнцем Штокхаузеном. К этому же периоду относится его знаменитый сборник фортепианных пьес Musica ricercata, где от сочинения к сочинению постепенно увеличивается количество используемых нот: в первом их только две, в последнем — двенадцать. Впоследствии композитор переложил несколько частей из этого сборника для квинтета духовых инструментов. Так появился новый цикл — Шесть багателей.

В 60-е годы Лигети создает масштабные композиции, построенные на новом принципе письма, который получил название «сонористика». В такой музыке преобладает чрезвычайно густая, лишенная внешней динамики вибрирующая фактура. Расширяя возможности сонористики, композитор разработал особую технику микрополифонии. Её суть — в одновременном звучании многочисленных голосов-«мелодий», которые сливаются до неразличимости в плотно сотканную ткань наподобие паутины.  На этом принципе построены такие сочинения Лигети, как Камерный концерт, Continuum для клавесина и Второй струнный квартет.

Побывав в 70-х годах в США, Лигети вдохновляется минимализмом и некоторых своих сочинениях применяет технические приёмы, схожие с теми, что использовали американцы Терри Райли и Стив Райх. В 1978 году появляется его клавесинная пьеса «Венгерский рок», где венгерские национальные мотивы сочетаются с ритмами регтайма в духе тогдашней ретро-моды.

В позднем творчестве (80-е и 90-е годы) Лигети увлекается научными исследованиями. Он интересуется теорией хаоса, фрактальной геометрией, искусственным интеллектом и применяет некоторые математические идеи в своей музыке. Ещё одним источником вдохновения для композитора стала традиционная культура народов Африки, Бали, Китая, Явы, Меланезии и Кореи. Например, в некоторых своих фортепианных этюдах он использовал новую концепцию, основанную на вокальной и ритмической полифонии, которая встречается в африканской музыке.