Проигравших нет События

Проигравших нет

В Москве завершился III Международный конкурс молодых пианистов Grand PianoCompetition. Обладателями Гран-при стали москвич Пётр Акулов и ростовчанин Сергей Давыдченко. Бессменным художественным руководителем и автором идеи конкурса является Денис Мацуев

По графику состязание должно было пройти в мае 2020 года, но по причине эпидемиологической ситуации неоднократно переносилось. Организационные и технические аспекты по традиции были на высоте: можно упомянуть и трансляцию на medici.tv, и превосходное информационное сопровождение мероприятия. В то же время публика проявила на этот раз несколько меньший интерес, чем во время второго конкурса в 2018 году: заполненность залов на прослушиваниях даже с учетом существующих ограничений, к сожалению, оставляла желать лучшего.

Среди многочисленных детских фортепианных конкурсов Grand Piano Competitionуникален в первую очередь своим форматом. 15 участников, прошедших через «сито» предварительного отбора, получают редкую возможность выступить и с сольной программой, и с оркестром: отсева между двумя турами нет. По итогу прослушиваний определяются лауреаты без разделения на места, среди которых выбирается обладатель Гран-при. Важной особенностью конкурса является беспрецедентное количество специальных призов, преимущественно ангажементов на участие в фестивалях и проектах ведущих музыкантов, запись альбомов и выступления в крупнейших концертных залах. Заметим, что распределение этих призов не зависело от присуждения звания лауреата – их активно получали и дипломанты. Часть этих престижных наград учредили члены жюри. Так, Валерий Пясецкий как директор ЦМШ вручал сертификат на запись диска на лейбле CMS Records, а Петр Палечный – приглашение на участие в Шопеновском фестивале в Душниках в 2022 году. Паскаль Эсканд, неутомимый основатель и руководитель многих европейских фестивалей, был готов включить в их программы полюбившихся ему конкурсантов. Французский музыкант с большой теплотой отзывался об активной концертной жизни Москвы, возрождающейся после пандемии, и сравнивал ее со все еще закрытой Европой. На творческой встрече он справедливо подчеркивал, что проведение конкурса в мае 2021 года в «очном» формате само по себе является большим достижением, так как многие другие творческие соревнования либо временно приостановлены, либо перешли в онлайн-пространство.

Прослушивания первого тура состоялись в Концертном зале ЦМШ. Легендарная школа по своей значимости для детской музыкальной педагогики подходит для проведения такого конкурса, на первый взгляд, идеально, однако акустическая специфика зала делает выступление в нем не самой простой задачей для юных пианистов. Естественно, что столичные конкурсанты невольно оказались в этом аспекте в выигрышном положении. Зарубежные участники справлялись с особенностями зала с переменным успехом, особенно с точки зрения педализации и динамических оттенков.

Участники конкурса на церемонии открытия в БЗК

По итогам первого тура определились и лидеры соревнования. Яркое впечатление своей творческой зрелостью и пианистическим мастерством произвел китаец Жуй Мин, ученик ЦМШ в классе Дарьи Рябовой; особенно выделялось его виртуозное исполнение «Пляски смерти» Сен-Санса в обработке Листа. Тонкостью интерпретации и вниманием к отделке деталей поразил Пётр Акулов (ЦМШ, класс Максима Железнова). Даниил Тюрин (ЦМШ, класс Даниила Цветкова) запомнился яркой и разнообразной программой, включавшей в себя редко звучащие на конкурсах произведения Фрескобальди, Стравинского и Пуленка, исполненные юным пианистом стильно и убедительно. Пример Даниила наглядно свидетельствует о важности представления сбалансированной и небанальной программы на музыкальном конкурсе. Во втором туре молодой пианист с блеском исполнил Концертштюк Вебера, и выбор этого сочинения вновь стал настоящим «попаданием в десятку».

Сильным музыкантом показал себя на первом туре Сергей Давыдченко, воспитанник Сергея Осипенко в ССМШ при Ростовской консерватории. Он приобрел верных поклонников в Москве еще в 2018 году, когда стал лауреатом II конкурса Grand Piano Competition. За прошедшие три года музыкант значительно вырос как виртуоз и продемонстрировал мощную, технически зрелую игру.

Большой потенциал к росту и яркие перспективы, безусловно, имеются у Николая Бирюкова, ученика Василия Ермакова в ЦМШ. Он в свои 12 лет стал самым младшим участником соревнования. Если бы состязался со своими ровесниками – был бы безусловным фаворитом, а оценивать его на равных вместе со старшими конкурсантами все же не вполне справедливо. Впрочем, такие ситуации неизбежны на детских состязаниях.

Некоторых участников конкурса на первом туре объединяло стремление к сверхбыстрым темпам и силовой, мускульной игре. В частности, эти качества отличали Андреаса Салару (Германия, преподаватель – Наталия Кноблох), Варвару Кутузову (МССМШ имени Гнесиных, класс Михаила Хохлова) и в наибольшей степени костариканца Даниэля Чен Ванга (учащегося ЦМШ в классе Дарьи Рябовой). Казалось, что молодые музыканты будто бы находились под сильным влиянием исполнительского стиля Дениса Мацуева на организованном им конкурсе. Вместе с тем этот стиль, столь органичный и впечатляющий у знаменитого музыканта в силу его природного дара и яркой творческой личности, в игре юных пианистов приводил к достаточно противоречивым результатам. Наиболее убедительно на первом туре раскрылись именно те участники, кто сделал ставку на тонкость и глубину интерпретации, а не на внешние виртуозные эффекты. Все же Денис Мацуев – явление по-настоящему уникальное, и пытаться подражать ему в юном возрасте кажется не самой лучшей идеей.

На втором туре, состоявшемся в КЗЧ, всем конкурсантам предстояло сыграть с ГАСО имени Е.Ф.Светланова под управлением Юрия Ткаченко. Работу дирижера на Grand PianoCompetition хотелось бы отметить особо. В условиях ограниченного репетиционного времени и насыщенной программы Юрий Ткаченко проявил себя как искусный и тонкий музыкант, деликатно и гибко поддерживающий юных пианистов на сцене. Сама возможность выступить с таким дирижером и оркестром уже являлась своеобразной наградой для них!

В целом второй тур не преподнес сюрпризов, но позволил некоторым участникам ярче раскрыть свой потенциал. К примеру, первая часть Второго концерта Брамса в исполнении Екатерины Бонюшкиной (МССМШ имени Гнесиных, класс Бориса Березовского) прозвучала убедительно и глубоко, без неуместного эмоционального надрыва и тяжелой, силовой игры: безусловное достижение на творческом пути семнадцатилетней пианистки. Вновь раскрыл себя как зрелый и многогранный музыкант Жуй Мин, представивший вторую и третью части Второго фортепианного концерта Рахманинова.

Денис Мацуев с обладателями Гран-при — Петром Акуловым и Сергеем Давыдченко

В то же время спорным было выступление на втором туре Варвары Кутузовой и Анаит Стельмашовой (Тбилиси, ЦМУ имени Е.Микеладзе, класс Нино Катамадзе). Обе пианистки выбрали Второй фортепианный концерт Сен-Санса, и в обоих случаях исполнения отличали досадные технические и текстовые потери. Отметим, что выступление Варвары Кутузовой на этом состязании нельзя признать удачным и по итогам обоих туров: при исполнении сольной программы молодая пианистка продемонстрировала недостаточно корректное отношение к стилевым задачам и авторскому тексту.

По решению жюри число присужденных званий лауреата было увеличено с пяти до восьми. Ими стали Пётр Акулов, Николай Бирюков, Екатерина Бонюшкина, Сергей Давыдченко, Варвара Кутузова, Жуй Мин, Анаит Стельмашова и Даниил Тюрин. Решение на первый взгляд безупречное в своей дипломатичности: все очевидные лидеры попали в число лауреатов. Другого, вероятно, и не могло быть при столь авторитетном судейском ареопаге (помимо указанных выше имен, в него входили Владимир Овчинников, Борис Петрушанский и Павел Нерсесьян). В то же время споры среди публики и критиков вызвало награждение некоторых участников, чей уровень более соответствовал званию дипломанта. Денис Мацуев на пресс-подходе подчеркнул в этом контексте, что для жюри важно в первую очередь «творческое нутро», а не отдельные технические потери, и что правильнее оценивать общий творческий потенциал и яркость музыкальной личности по итогам обоих туров. Подчеркнем все же, что высочайший уровень конкурса в каком-то смысле «провоцирует» публику на максимально взыскательную и строгую требовательность, отношение к одаренным подросткам как к зрелым и сложившимся музыкантам.

Продолжая традицию первого Grand Piano Competition, обладателями Гран-при и традиционного приза в виде роялей Yamaha стали сразу два лауреата, а не один. Таким образом,были на равных отмечены и признаны два важных направления фортепианного искусства: с одной стороны, тонкость, внимание к деталям и нюансам (Пётр Акулов), с другой стороны, масштабный пианизм с опорой на традиционные трактовки (Сергей Давыдченко).

Гала-концерт прошел в КЗЧ в молодежной и по-настоящему креативной атмосфере. Открыл его дуэт Елисея Мысина и Ивана Бессонова, раскрепощенно исполнивших Rondo allaturca Моцарта в обработке Аркадия Володося. Денис Мацуев на какой-то момент превратился в блоггера и со свойственной ему неиссякаемой жизненной энергией вел прямой репортаж со сцены со своего смартфона, уделяя внимание и оркестрантам, и участникам. Торжественная «раздача слонов» превратилась в яркую тусовку молодых дарований, мотором которой стал художественный руководитель состязания.

Следующий, IV конкурс Grand Piano Competition состоится уже весной 2022 года. Проект Дениса Мацуева дает бесценную возможность успешного старта карьеры одаренным пианистам, открывая для них перспективы, закрытые в повседневной жизни, и не на словах, а на деле обеспечивая преемственность поколений. Проигравших в этом конкурсе действительно нет.

Сила эмоций и блеск интеллекта События

Сила эмоций и блеск интеллекта

В Екатеринбурге в шестой раз прошел Симфофорум

Барток заговорил на языке джаза События

Барток заговорил на языке джаза

14 октября в Петербургской капелле выступил венгерский биг-бэнд с аранжировкой музыки Белы Бартока

Опера, которой не было События

Опера, которой не было

На фестивале «DSCH. Шостакович. XX век» прошла самарская премьера оперы «Игроки»

Не волнуйтесь, все хорошо События

Не волнуйтесь, все хорошо

В лондонском Ковент-Гардене Клаус Гут поставил «Енуфу» Яначека. Но это не главное