Прописан по адресу… История

Прописан по адресу…

Страницы биографии Сергея Прокофьева

В Париже они все время переезжали. Летняя дача появлялась к тому моменту, когда у семьи заканчивался срок аренды квартиры, где была прожита зима или дольше. Иногда Прокофьевы ехали ins Grüne уже не имея никакого жилья в Париже. Упаковывать нужно было не то, что требовалось для дачи, а абсолютно все. Лина робко стонала.

В Париже они все время переезжали. Летняя дача появлялась к тому моменту, когда у семьи заканчивался срок аренды квартиры, где была прожита зима или дольше. Иногда Прокофьевы ехали ins grüne уже не имея никакого жилья в Париже. Упаковывать нужно было не то, что требовалось для дачи, а абсолютно все. Лина робко стонала.

В 1991 году на конференции в Сорбонне профессор Московской консерватории Георгий Крауклис выступил с докладом о жизни Прокофьева в Париже. Прекрасно зная Францию, Крауклис обошел прокофьевские адреса (и обнаружил, что все резиденции оказались в сохранности). Двигаясь за композитором, историк неуклонно приближался к центру Парижа. Дома, в которых арендовал квартиры для себя и своей растущей семьи Прокофьев, становились все лучше.

Последняя и самая привлекательная парижская резиденция композитора – дом на Valentin Haüy 5. Тихая, почти безлюдная улица, площадь с фонтаном до того крошечная, что она сама, а заодно и улица, и перспектива нарядных домов могли бы показаться декорацией. Другие впечатления этого места – роскошные вестибюли и богато оформленные входные двери в стиле арт-деко, отдельная комнатка в одном из этажей повыше; там сидел Михаил Астров с партитурами и письмами. Скрипучую тишину временами разрывала металлическая дробь пишущей машинки, в которую стучал секретарь. Просторная улица Breteuil рядом, как и положено всякой буржуазной авеню, слепила огнями и наверное сигналила клаксонами форсистых авто.

Главной целью ежедневной, если удавалось, прогулки был Дворец Инвалидов в далеком конце улицы; он поднимался над горизонтом по мере приближения, поражая воображение (импрессируя, как иногда говорил Прокофьев) своим знаменитым куполом. В спортивном темпе композитор огибал дворец, задуманный Людовиком XIV. Там доживали свой век военные инвалиды Франции. В крипте высился крытый красным порфиром саркофаг. Это был эпицентр почитания лейтенанта артиллерии, который родился небогатым, незнатным, однако завоевал Европу и короновал себя Императором, изменив жизнь народов современного мира. Оздоровительный моцион, строго хронометрированный Прокофьевым, превращался в марш почета вокруг Наполеона. Свидетель неубывающей посмертной славы полководца, композитор 10 лет спустя в «Войне и мире» отделил музыку войны, вторжения – от самого Наполеона, которого показал не злодеем, но чужаком – человеком другой формации, другой ментальности.

Дар Прокофьева превращать явления жизненного контекста в знаки художественной реальности безусловен; невозможно отказаться от соблазнительной мысли увязать место жительства композитора в Париже с особенностями его интерпретации образа Наполеона.

…Если верить Жозе Брюиру, Прокофьев говорил в 1932 году, что вроде бы после 10 лет жизни во Франции можно получить вид на жительство. Однако в это же время он все чаще ездил в СССР и оставался надолго.

Кажется, первые мысли по поводу обустройства местожительства в Москве относятся к 1929 году. Композитора не останавливали неприятности. «Игрока» после темных проволочек не поставили в Мариинском театре, «Стальному скоку» перекрыли дорогу на сцену Большого театра РАПМовцы. Кузен Шурик Раевский отбывал 10‑летний срок в Бутырской тюрьме, в 1928 году арестовали и выслали на Север кузину Катю, годом позже жену Шурика Надежду. Оставшиеся на свободе родные жили в безысходной нищете.

Но Прокофьев думал о возвращении домой. В письме к Максиму Дарскому, знаменитому суфлеру, инспектору сцены Большого театра, он пишет: «Поджидал от Вас обещанных сведений о кооперативе Большого театра и об условиях постройки квартиры, но очевидно, Вы еще не успели послать их. Завтра я уезжаю на три месяца в Америку; если бы Вы захотели написать, то вот мой адрес: Serge Prokofieff, c / o Haensel & Jones, 113 West 57th Street, New York, N. Y., U. S. A.»

Через шесть лет ситуация с квартирой к лучшему не изменилась, о чем свидетельствует нижеследующее письмо.

Директору Б [ольшого] Театра Москва,
1 сентября 1935 года.
В. И. Мутныху

Уважаемый Владимир Иванович,
Большая работа над балетом для ГАБТа заставляет меня обратиться к Вам с просьбой оказать содействие в устройстве мне квартиры в Москве. Я живу с семьей в гостинице, что не дает необходимого спокойствия для работы, не говоря уже о недоступно дорогой цене прожития. После окончания балета я принимаюсь за большую Кантату к двадцатилетию Советской власти по заказу Московского Радиокомитета, для которой тоже необходимо иметь подходящие условия работы.
Дом композиторов не будет готов раньше как через 1,5 года, да и не очень я верю, что в доме, сплошь населенном музыкантами, можно будет рассчитывать на тишину.
Прошу извинить за беспокойство.

Уважающий Вас
СП

Квартира не получалась долго. Она должна была стать не просто комфортным местом для жизни и работы. В СССР квартира была едва ли не главным показателем успеха, занимая в иерархии дарованных властью жизненных благ следующее после зарубежных командировок место. Государство даже давало квартиру бесплатно, но такое получение было результатом взаимодействия различных факторов.
Прокофьев решил прибегнуть к радикальному поступку и отправить прошение Николаю Булганину, в 1931 – 1937 годах – председателю Исполкома Моссовета.

Уважаемый Николай Александрович,
Перед отъездом заграницу, я тщетно искал возможности побеседовать с Вами. Я бы не стал беспокоить Вас по личному делу, если бы оно также не носило характера общественного.
Большой театр заказал мне четырехактный балет на «Ромео и Джульетту» Шекспира, а Радио-Комитет большую кантату к двадцатилетию советской власти, о чем В. И. Мутных и П. М. Керженцев Вам своевременно писали. За эти заказы имеет смысл браться только в том случае, если представляется возможным исполнить их не меньше как очень хорошо. Между тем, я не имею подходящих условий для спокойной работы, т. к. у меня нет квартиры в Москве. Пока я жил за границей, мне все говорили (и совершенно справедливо), что я должен работать в Союзе; когда же я приехал в Москву, составилось приблизительно такое мнение: Прокофьев привык путешествовать, пусть он и живет здесь в собственном сундуке.
Я записался в строящийся Дом Композиторов, но раньше как через полтора года он готов не будет.
Прошу Вас не отказать предоставить мне и моей семье спокойную квартиру в Москве, где я мог бы сосредоточиться над вышеуказанными работами. В настоящее время создалось совершенно ненормальное, я бы сказал, почти анекдотическое положение, когда советский композитор для работы над вещами, порученными ему крупными советскими учреждениями, должен жить заграницей, потому что в гостеприимной Москве для него нет места!
Надеюсь, уважаемый Николай Александрович, что Вы найдете возможным устроить меня и мою семью вплоть до того времени, когда Дом Композиторов будет готов. Моя жена, певица, работает в настоящее время в Московском Радио и, если бы Вы пожелали снестись с ней на предмет квартиры, прошу Вас обратиться по следующему адресу: Сивцев Вражек, 4 кв. 11 (квартира композитора Мясковского), Лине Ивановне Прокофьевой; тел. Арбат 152 – 13.

Неизвестно, обратился ли Председатель Совета министров по адресу Мясковского в отсутствие в Москве Прокофьева и вообще пожелал ли Булганин снестись с Линой. Как бы там ни было, квартиру от государства они получили уже через несколько месяцев.

Переехать с Valentin Haüy 5 в новую, пименовскую Москву означало перемещение в другой мир и приятие иного мировоззрения, овеществленные в виде перемены декораций.
От здания 1903 года к строению 1934 (арх. А. А. Кесслер), от Belle Epoque к позднему конструктивизму, от памятников изобретателю азбуки для слепых Валантену Аюи и гробницы императора – к живым героям советской страны. Жильцами нового дома (14 / 16 по ул. Земляной Вал, потом Чкаловская, потом Чкалова, потом опять Земляной Вал) в разное время были летчики В. Чкалов, Г. Байдуков, Ал.Беляков (Чкаловцы совершили свой беспримерный перелет тем летом 1936 года, когда Прокофьевы въехали в новую квартиру). Здесь жили также Константин Юон, Борис Ливанов, Борис Чирков, Давид Ойстрах, Кукрыниксы, Самуил Маршак, Генрих Нейгауз…

Огромное импозантное здание, заселенное знаменитыми людьми, олицетворяло незыблемость и основательность советского эстеблишмента. Штамп в паспорте – только что введенная властями прописка – означал необратимость свершения. Парабола Блудного сына обрела власть над жизнью музыканта, включила его в вечный сюжет.
Об освоении на новом месте Прокофьев рассказывает в письме (датированном 15 октября 1936 года и хранящемся в РГАЛИ) к Ольге Юрьевне Смецкой – давней приятельнице их семьи, хорошо известной по страницам Автобиографии.

Дорогая Ольга Юрьевна,
Тронут и обрадован Вашим письмом, но как обидно, что пропало мое от 14 июля, которое я послал Вам из Поленова. Как раз через несколько дней после отправки я получил Ваше июльское и думал, что они встретились в дороге. Сообщаю Вам поэтому о всяких делах и делишках из моей жизни, о которых я мог писать Вам в пропавшем письме.
Жена и дети приехали 15 Мая, но дом, в котором Моссовет обещал мне квартиру, закончили только к 1 Июлю, и потому нам пришлось отсиживаться в гостинице пол-лета, а детей отправить сначала к Кате Игнатьевой, а потом к семье Шурика Раевского. Наконец квартиру дали, 4 комнаты, центральное отопление, постоянная горячая вода, газ, электричество, телефон, радио, словом, даже показывают приезжим англичанам, но комнаты небольшие и не близко к центру, хотя Земляной Вал теперь превратили в широкую авеню, застроенную новыми домами. Одновременно с получением квартиры прибыли и 12 ящиков из‑за границы с мебелью, книгами, роялем и пр. Все это приехало в отличном состоянии, на таможне не придирались, а рояль я до сих пор не настраивал и он, при проверке камертоном, не спустил строя.
Ввалившись со всем семейством в новую квартиру, мы сейчас же выкатились в Поленово, которое я выбрал из‑за отдельной избушки с Блютнером, которую мне там дают, ибо это обеспечивало спокойствие работы. А планов была тьма: к предстоящему пушкинскому столетию мне заказали музыку к фильму на Пиковую даму, к Борису Годунову, который пойдет у Мейерхольда, и к Евгению Онегину, который в специальной переделке (причем нет ни одного вставного слова не из Евгения Онегина) будет ставиться как драматический спектакль у Таирова – с особым вниманием к тем сценам, которые не вошли в оперу Чайковского. Многие в ужасе, как это я дерзну на сюжет, который так популярен в изложении Чайковского, но ведь Чайковский по духу очень уклонился от Пушкина (слишком много нытья и слишком мало пушкинского блеска и задора), а наличие сцен, не имеющихся у Чайковского, помогает войти в колею прежде, чем встретишься со сценами Чайковского. Словом, работая над тремя вещами приблизительно параллельно, я сейчас почти все закончил и заказчики довольны. Кроме этого, успел сочинить большую увертюру для нового оркестра в 130 человек, который сформировался при Комитете по делам искусств – так что как видите работы было не мало. В конце августа мы должны были расстаться с Поленовом, так как с 1 сентября Святослав должен был идти в школу. Сначала мы его отдали в русскую школу, а потом перевели в английскую, точнее, в школу, где советская программа преподается на английском языке. Мы с женой очень надеялись, когда наша московская жизнь (то есть квартира, дети, школа) вступит в колею, приехать недели на 2 – 3 в Сочи-Гагры-Сухум, и я уже радовался, что скоро увижу Вас, но устройство квартиры оказалось совсем не такою простою вещью, а московская жизнь и московские дела понемногу так затянули, что наш чудный план понемногу рассосался в ничто! Я очень тронут, дорогая Ольга Юрьевна, Вашим намерением относительно Вашего Бехштейна, но по правде говоря не очень люблю эти «наследственные» разговоры, особенно когда они исходят от человека полного энергией и бодростью. Когда я вспоминаю, как около могилы Николая Николаевича Вы лезли под забор и я едва поспевал за Вами, то тут всякие разговоры о завещании становятся совсем преждевременными.
Моя жена очень надеялась познакомиться с Вами – она часто слышит о Вас от меня, а еще раньше слышала от мамы. Она кроме того замучилась от устройства квартиры и, после плохо проведенного лета, мечтала отдохнуть в Сухуме, но увы, теперь это дело кажется окончательно расстроилось. Она шлет Вам свой самый сердечный привет. А Вы я надеюсь не сердитесь на меня, что стучу Вам письмо на машинке: на мой взгляд это чище, скорее и, несмотря на пропуски букв, яснее. Я всегда писал так письма за границей, а сейчас обе мои машинки, русская и латинская, вместе с вещами переехали сюда.
Крепко Вас обнимаю и надеюсь, что слухи о занятии парка Абхазским Циком останутся слухами, освобождение же Вас от налога есть бесспорно замечательная победа и дань уважения к Вам. Мне очень хочется Вас повидать и при первом же удобном случае я заверну в Сухум. Мясковский сердечно Вам кланяется, Ваше письмо он получил. Будьте здоровы и бодры и пишите мне по новому адресу,
Любящий Вас
Пожалуйста, приветствуйте от меня Любовь Юрьевну, передайте марки Вашим коллекционерам.

Квартиру на Земляном Валу Прокофьев покинул в марте 1941 года, переехав в коммуналку в Проезде Художественного театра, где жила Мира Мендельсон с родителями. Лина сменила местожительство 20 февраля 1948 года. Под вечер она вышла во двор взять посылку от знакомых (ей позвонили). Вернулась она на улицу Чкалова летом 1956 года не в квартиру 14, а в другую, намного меньшую, куда во время ее восьмилетнего пребывания в лагерях переселили их с Прокофьевым сыновей.

Ампир W История

Ампир W

К 210-летию Вагнера продолжаем рассказ о сценических произведениях главного символа немецкого музыкального театра

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера История

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА История

АРХИВ (СВЕРХ) ЧЕЛОВЕКА

О НЕ САМОЙ ОЧЕВИДНОЙ МУЗЫКЕ РИХАРДА ВАГНЕРА

Полина Виардо XX века История

Полина Виардо XX века

15 марта 2023 года – 105 лет со дня рождения Зары Александровны Долухановой