Просто добавь Монтеверди События

Просто добавь Монтеверди

Продолжается фестиваль «Видеть музыку», проходящий при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов

На сцене РАМТ Санкт-Петербургский театр «Зазеркалье» представил спектакль «Декамерон», в котором режиссер Александр Петров соединил новеллы Дж.Боккаччо (в вольном пересказе О.Погодиной-Кузминой) и барочную музыку – мадригалы К.Монтеверди (аранжированные для барочного оркестра и солистов С.Кузьминым) и фрагменты произведений А.Корелли.

Разве «Декамерон» включен в школьную программу? Вы будете удивлены положительному ответу, тем не менее авторы спектакля честно предупредили: строго 18+. Подростки, усаженные на подушки перед сценой, смотрели с интересом: ведь так «смешно», когда взрослые дяди и тети трогают достоинства и катаются по лавочкам.

В этом ли суть спектакля? Наверное, всё-таки нет. Истории, рассказанные Боккаччо, стары как мир и в основном даже не им придуманы. Тут и притчи, и лихо закрученные страсти с убийствами и грабежами, и просто забавные случаи, как неуемная похоть поставила героев в глупое положение. Для спектакля были отобраны 6 новелл, все связанные темой любви – иногда мимолетной, иногда такой крепкой, что даже смерть не может ее прервать.

Художественное значение новелл, разумеется, неравнозначно. От незамысловатой истории о ночных шалостях на постоялом дворе действие переходит к трагикомедии о том, как вдова безвинно убитого мужчины (чей призрак блистательно изобразил Сергей Ваганов) срезает голову с его трупа в экстазе, словно бюджетная версия «Саломеи». Немедленно после этого идет эпик об обманутой жене Сибилле (сольный эпизод Дарьи Наримановой), бежавшей в другую страну и годами притворявшейся мужчиной, пока она не вывела на чистую воду купца Амброджо, пытавшегося убить ее (довольно стереотипный дизайн а-ля Капитан Сильвер, но харизматичная подача Богдана Маргосяна). На концовке некоторые зрители не могли сдержать слез. И это лишь первое действие! Во втором сюжеты опять раскручиваются по восходящей спирали: наивный целомудренный юноша познает прелести жизни во всех смыслах; обедневший Федериго вынужден зажарить собственного сокола, чтобы угодить своей девушке Виоланте (сольная роль Полины Трещёвой); строгая настоятельница женского монастыря, пытаясь уличить монашек в фривольности, сама выставлена на посмешище.

Примечательно, что из всех костюмов эффектней всего выглядели наряды невольниц гарема, с традиционными вуалями, топами и шароварами (художник Мария Медведева). В остальном, на героях было надето нечто среднее между одеждами клоунов и ночными халатами викторианской эпохи.

Если бы спектакль ограничился лишь словесной частью, о нем можно было бы вспомнить со снисходительной улыбкой. Но постановщики сказали себе: «А не замахнуться ли нам на Клаудио нашего Монтеверди?», и похоже, что не смогли откусить от яблока. «Десять мадригалов» – это сильно сказано; скорее фрагменты из десяти мадригалов, приправленные стереотипными «турецкими» танцами (а ведь можно было позаимствовать мореску из окончания «Орфея» того же Монтеверди). Манера пения актеров явно выдает незнание барочного стиля и отсутствие итальянского акцента. На их фоне странно смотрится камерный оркестр под управлением Егора Прокопьева в глубине сцены (которому почему-то не нашлось места под солнцем на финальных поклонах). Они там, понимаете ли, честно стараются соблюсти аутентичный стиль в духе Гардинера. Но между ними и певцами нет консенсуса, и потому все музыкальные фрагменты кажутся неуместными.

Резюмируя: «Декамерон» всегда был и остается актуален потому, что основной инстинкт нашего общества нисколько не изменился за 600 с лишним лет. Осовременивать его – абсолютно правомерно. На фоне других прочтений (например, фильма Пазолини) версия театра «Зазеркалье» еще относительно невинна. Детей водить не рекомендуется, а взрослые найдут себя в героях и посмеются от души.

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь События

И жизнь как музыка, и музыка как жизнь

В Казани отпраздновали двойной юбилей Александра Сладковского

Самые точные слова События

Самые точные слова

Как откликнулся на юбилей Десятникова столичный театр

Под звуки застольной События

Под звуки застольной

Хроника третьего тура Конкурса молодых оперных исполнителей имени Шаляпина

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего События

Партитура Сибири: услышать будущее в нотах настоящего

На фестивале «Музыка сибирских историй» прозвучали произведения, посвященные региону