«PROЗРЕНИЕ» Олега Крикуна События

«PROЗРЕНИЕ» Олега Крикуна

Премьера программы с таким названием, в которой прозвучали романсы Даргомыжского, Глинки и Чайковского, состоялась на сцене Московского концертного зала «Зарядье» и ознаменовала рождение дуэта незрячего певца Олега Крикуна (тенор) и знаменитого камерного музыканта Алексея Гориболя.

Олег Крикун от рождения лишен зрения. Но Бог наградил его уникальным голосом, глубокой музыкальностью и очень светлой душой. «Люблю солнце, ветер, спонтанные решения, дождь, шоколад, люблю всех людей, все явления природы, все, что существует! – говорит Олег. – Я люблю жизнь! Считаю, что нужно уметь наслаждаться каждым вдохом и выдохом, движением, касанием, каждым звуком, запахом, воспринимать окружающее не как фон, а как чудесный, неповторимый, неимоверно прекрасный мир! Не одобряю ограниченность, движение за большинством, действие по шаблонам, предрассудки, упоение грустью. Никогда не обманывайте друг друга и любите жизнь…»

Олег Крикун закончил Ростовскую государственную консерваторию имениС.В.Рахманинова по классу вокала. В 2012 году на программе «Минута славы», где он спел дуэтом песню «Памяти Карузо» с Тамарой Гвердцители, это выступление снял на телефон уполномоченный по правам детей Павел Астахов и отправил запись своему другу Дмитрию Хворостовскому. Благодаря знаменитому певцу, молодой музыкант попал на Сицилию, на мастер-класс известного итальянского оперного тенора Марчелло Джордани. Тогда Олега впечатлила не только организация учебного процесса, но и то, что педагоги внушают своим воспитанникам уверенность в себе.

Олег получил большой и ценный опыт социальной адаптации в первую очередь благодаря своей замечательной семье. Его удивительные родители, Елена и Игорь, никогда не считали сына ребенком с ограниченными возможностями, не оберегали от всяких трудностей. Олег настолько виртуозно владеет гаджетами, которые освоил с помощью голосовых помощников, что в общении с ним забываешь о том, что он не видит: начитан, образован, в курсе необходимой новой информации, необычайно легок в общении. Но самое главное, что открывает навстречу Олегу Крикуну сердца людей, – это его талант, голос, который транслирует нам то, в чем мы сегодня очень нуждаемся, – красоту, добро, любовь.

Три года назад состоялась знаковая встреча Олега с Алексеем Гориболем, выдающимся мастером камерного ансамбля, работающим с такими известными в мире певцами, как Олеся Петрова, Борис Пинхасович, Богдан Волков. Пианист оценил уникальный талант певца и поставил перед их дуэтом амбициозную задачу – подготовить сольный концерт, который открыл бы слушателям нашей страны певца Олега Крикуна как исполнителя серьезной академической музыки. Началась кропотливая работа.

За это время Олег Крикун принимал участие в концертах фестиваля «В сторону Выборга», в юбилейном авторском вечере композитора Леонида Десятникова на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург), где потрясающе исполнил Две русские песни на стихи Р.М.Рильке. А в недавно прошедшем юбилейном вечере Алексея Гориболя в Большом зале «Зарядья» среди звездных участников этого концерта выступление Олега Крикуна не только не затерялось, а стало одним из самых ярких, запоминающихся.

Романсы Глинки, Даргомыжского – тонкие, светлые, целомудренные «послания» пушкинской эпохи. Но они почему-то незаметно ушли из репертуара исполнителей. Выбор именно этой музыки для большого дебюта Олега Крикуна оказался очень точным. Его голос кажется словно созданным для романсов этих композиторов. Простые, порой бесхитростные, даже наивные («Ты и вы», «Чаруй меня, чаруй!», «Не называй ее небесной», «Юноша и дева» Даргомыжского, «Баркарола», «К Молли» Глинки и другие), они в его исполнении обретают особое, непередаваемое словами очарование.

Голос Олега по вокальной генетике близок Лемешеву. Но при изумительной винтажности его тембра он совершенно лишен «пыльной» старомодности.  В этот вечер голос Олега звучал особенно пластично и выразительно. Он пел легко и свободно, как дышал! В завершавшем первое отделение романсе Даргомыжского «Тучки небесные» выплеснулась такая завораживающая русскость, рождающая перед внутренним взором картины просторов родной природы, а сложные распевы и фиоритуры были спеты так здорово, что публика взорвалась криками «браво» и долгими благодарными аплодисментами.

Самые известные романсы («Мне грустно», «Не искушай», «Я помню чудное мгновенье», «Средь шумного бала») Олег Крикун исполняет не только глубоко по чувству и мысли, но удивительно небанально, с очень личным пониманием и донесением музыкально-поэтической интонации. Мне кажется, молодой певец может сделать актуальной эту прекрасную музыку классиков для близких ему по возрасту слушателей именно потому, что она звучит у него не напыщенно, не искусственно академично, а просто, красиво и человечно!

Чайковский – любимый композитор Алексея Гориболя. Тончайшее понимание им души музыки композитора в очередной раз проявилось в редко исполняемой фортепианной пьесе «Диалог», которую пианист сыграл внутри блока романсов. В самом названии заключена программная обоснованность ее появления в концерте дуэта. Дуэт всегда есть диалог.

В ансамбле музыкантов, с моей точки зрения, родились совершенно неповторимые интерпретации романсов Чайковского. Искренностью и достоверностью чувств была наполнена любовная лирика («Ни слова, о друг мой», «Ночи безумные», «Отчего?», «Забыть так скоро», «Погоди»). Олег Крикун в их исполнении был не только вокально убедителен, но и поразительно артистичен. В романсе «Забыть так скоро», написанном в 1870 году, ему удалось передать тот накал драматизма, который «предсказывает» будущую «Пиковую даму». Но при этом в уже совершенно германовских интонациях (возгласы «боже мой!») не было традиционного тенорового надрыва, а была естественность передачи чувств, основанная на глубине переживания.

Особым духовным, нравственным смыслом было наполнено исполнение Олегом таких произведений Чайковского, как «Легенда», «Зимний вечер», «Колыбельная», «Горними тихо летела душа небесами…».

А романс «Скажи, о чем в тени ветвей», завершивший концерт, в исполнении дуэта стал не просто кульминацией, а настоящим апофеозом любви к жизни, которая так свойственна обоим музыкантам.