Прыжок в ДНК нашей души События

Прыжок в ДНК нашей души

В концертном зале Штутгарта Лидерхалле оркестр SWR под управлением Теодора Курентзиса сыграл сочинения Берга и Шостаковича

Путь к Бергу Теодор Курентзис начал в 2009 году, продирижировав его оперу «Воццек» в постановке Дмитрия Чернякова в Большом театре. С момента той знаковой премьеры «Воццека» дирижер попробовал себя и в барочной музыке, и в операх Моцарта, а также исполнил ряд современных опусов. За последние годы работы с оркестром SWR в центре внимания Курентзиса стали симфонии Малера и Шостаковича, и в нынешней программе, продолжающей этот ряд, дирижер вернулся к творчеству Берга. Партитура скрипичного концерта «Памяти ангела», посвященная скончавшейся от полиомиелита 18-летней Манон Гропиус, дочери Альмы Малер-Верфель от второго брака, пронизана особым трепетом. Она повествует о безмятежности, радости бытия, ужасе смерти и последующем катарсисе. Соло исполнила норвежская скрипачка Вильде Франг, дебютировавшая в возрасте десяти лет с оркестром Норвежского радио и через два года продолжившая свою карьеру по приглашению Мариса Янсонса в качестве солистки филармонии в Осло. Франг имеет международное признание и ряд престижных наград, она сотрудничала со многими знаменитыми дирижерами и оркестрами. Ее игру отличает техническое совершенство и утонченная игра кантилены, а в концерте Берга, помимо вышеперечисленных качеств, самое главное – найти особое состояние, и Франг это удалось. Завораживающие флажолеты солирующей скрипки на фоне чуткого аккомпанирующего оркестра звучали словно колыбельная, уносящая куда-то вдаль. Другие оттенки можно было слышать в танцевальных фрагментах в духе лендлера, которые Франг исполняла достаточно свободно, игриво, сокращая вторую долю; в кульминациях, несмотря на возрастающий накал, скрипка звучала мощно, но не грубо. Курентзис также нашел «ключ» к произведению Берга. Несмотря на внушительный состав оркестра, его звучание подобно камерному ансамблю с большим количеством соло во всех группах. И в этой интерпретации я бы особенно отметил изумительный баланс, а также гибкость в исполнении цезур и замедлений, иногда несколько более романтическую, чем принято. В заключительном разделе четыре кларнета исполняют хорал Es ist genug из баховской кантаты «O Ewigkeit, du Donnerwort»: он обычно ассоциируется со звучанием органа, но у Курентзиса хорал был подобен тихой молитве, которую кто-то поет вполголоса, и это было прекрасно. Если следовать авторским tenuto, то именно такой эффект и должен получиться.

Вильде Франг

Во втором отделении прозвучала монументальная Восьмая симфония Шостаковича, сочиненная в 1943 году, вскоре после «Ленинградской» симфонии. Композитор, который вдохновлялся творчеством Берга, в особенности его оперой «Воццек», исполнявшейся в Ленинграде в 1927 году, имел возможность познакомиться с Бергом лично, испытал позже и влияние Малера, предвосхитившего музыкальный модернизм. К концу тридцатых годов, после разгромных статей в газете «Правда», клеймивших оперу «Леди Макбет» и балет «Светлый ручей» Шостаковича за «антинародную», «формальную» музыку, модернизм, увы, был успешно изгнан из советской культуры. То же самое произошло и в Третьем Рейхе, где творчество Берга и многих других композиторов и художников было объявлено «дегенеративным искусством». Актуальность, честность высказывания приходилось прятать, вуалировать. Восьмая симфония в этом смысле дает наглядный пример того, как в классическую форму облекается нечто совсем иное – обнаженный нерв, предельная субъективность. Пятичастный цикл открывает двухголосная тема струнных, в которой содержится основное тематическое ядро симфонии. На открытой репетиции Курентзис уделил главной теме особое внимание: «Все хотят играть это красиво, но что такое красота в понимании Гойи, если мы наблюдаем “Капричос” или что-то вроде этого? Это красиво? Что же, нет, но в то же время да! Красиво не то, что мы видим, но то, что мы можем почувствовать, и стать после этого лучше. Эта симфония делает огромный прыжок в ДНК нашей души, когда мы видим тьму, но добиваемся будущего со светом и надеждой… в последней части “Пастораль”». Продолжая в том же медленном темпе, в нюансе piano, скрипки, по словам дирижера, должны звучать fortissimo, но из другого мира, – эта яркая метафора позволила держать темп и точно исполнить ритмический рисунок.

Теодор Курентзис

По прослушивании первой части вспомнилась цитата дирижера Евгения Мравинского, которому посвящена симфония: «Все эти разнородные, и производящие впечатления очень разных материалов, идущих в разных темпах, в действительности нанизаны на один единственный стержень единого темпа <…> и это творческое чудо композитора». Был найден и особый звук струнной группы в медленных тихих разделах: как сказал Курентзис, «холодное espressivo, ветрено, как в старых домах Петербурга, в которых разбиты окна и вы слышите ветер внутри».

Это необыкновенное звучание струнных также господствовало в четвертой части, написанной в духе пассакалии. Борис Асафьев называл ее «таинственными глубинами бьющегося человеческого сердца». Предшествовавшая ей вторая, «скерцозная», часть и «токкатная» третья, которую Мравинский охарактеризовал как «неумолимость бытия», – обе они были сыграны в одном темпе, что сделало структуру симфонии еще более монолитной.

Может быть, это не столь существенно, но, на мой взгляд, удачно было выбрано освещение – оранжевый цвет в первом отделении и небесно-бирюзовый во втором: несколько прожекторов освещали сцену и боковые стены зала, что помогало сконцентрироваться на музыке. Очень зрелая интерпретация, в которой Курентзис полностью сосредоточился на целостности формы и драматургии, в каком-то смысле воскрешает идеалы дирижеров поколения самого Шостаковича и открывает новые глубины. Интересно, что в своем исполнении «Ленинградской симфонии» с оркестром SWR в 2019 году Курентзис решился на эксперимент: отдельные группы музыкантов, точно военные подразделения, вставали по команде дирижера, добавляя к акустическому эффекту визуальный, но сейчас вся сила произведения была воплощена лишь в самом звуке. После финального аккорда публика еще около минуты сидела неподвижно, после чего приветствовала музыкантов долгими овациями. Далее был объявлен бис, и желающие смогли насладиться изысканным исполнением созданной в 1905 году пьесы Антона Веберна Langsamer Satz для струнного квартета, которую сыграли солисты оркестра.

Тесей не бросал Ариадну. Он умер События

Тесей не бросал Ариадну. Он умер

Дмитрий Черняков представил версию «Ариадны на Наксосе» Рихарда Штрауса

Норма 1:0 События

Норма 1:0

Асмик Григорян дебютировала в партии Нормы в театре «Ан-дер-Вин»

Триумфальный марш Валерия Полянского События

Триумфальный марш Валерия Полянского

Госкапелла России представила оперу «Аида» в концертном исполнении

Уездили клячу События

Уездили клячу

В Театре Гоголя поставили «Преступление и наказание»