Птицы певчие детского театра События

Птицы певчие детского театра

В Театре Сац состоялась российская премьера «Птиц» Вальтера Браунфельса

Автором идеи первой постановки оперы Браунфельса на отечественной сцене стал, конечно, художественный руководитель и главный режиссер театра Георгий Исаакян. Событие состоялось в рамках фестиваля «Видеть музыку». Пока основная сцена главного детского театра России находится на ремонте, уже третий сезон в большом фойе осуществляется проект «RE-Конструкция», где звучат редко исполняемые камерные, хоровые, оперные и инструментальные произведения.

«Птицы» – самая известная из всех опер Браунфельса. Однако в нашей стране имя композитора мало что говорит даже авторитетным музыкантам. А его творчество в российском музыковедении практически не освещено: Браунфельс не включен, например, в основную часть «Советской музыкальной энциклопедии», а фигурирует там лишь в дополнении…

Премьера «Птиц» прошла в Национальном театре Мюнхена в 1920 году, в главных ролях блистали Карл Эрб и любимая певица Рихарда Штрауса Мария Ивогюн. Дирижировал сам Бруно Вальтер. Потом эстафету в исполнении «Птиц» примет еще одна звезда дирижерского искусства – Отто Клемперер.

Сюжет оперы основан на комедии Аристофана. Правда, композитор несколько изменяет основную линию и добавляет в нее черты романтики. «Птицы» – опера об утопии. Бродяги Ратефройнд и Хоффегут покидают мир людей, чтобы найти утешение в искусстве и идеальной любви. Они встречаются с Удодом – царем пернатых, которому предлагают воздвигнуть Город птиц, идеальное творение. Здесь все будут жить по собственным правилам, забыв про богов и людей. Идею удается воплотить, но ненадолго: Зевс испепеляет город с помощью бури и молнии и требует повиновения, все склоняются перед ним и клянутся в верности. Параллельно в опере развивается любовная история: Хоффегут влюбляется в Соловушку, которая покорила его своим дивным пением и красотой. В финале он остается один, предаваясь воспоминаниям об утраченном счастье…

Разумеется, такой сюжет всерьез воспринимать не стоит. Сам композитор говорил: «Я прошу от моих слушателей лишь одного: полностью отдаваться воздушному полету фантазии и сознавать, что все здесь игра, иносказание». А музыковед Альфред Эйнштейн писал, что эта опера воплощает «тоску по чистому царству фантазии», и является «прыжком в совершенное безвременье».

Сочинение любопытно не только тем, что в нем используется редчайшая «птичья» тематика, но оно примечательно и с точки зрения музыкального стиля. Браунфельс прежде всего опирается на завоевания Вагнера: его присутствие в опере ощущается благодаря единому развертыванию действия, без деления на номера, а также через широко развитую систему лейтмотивов. Витает над «Птицами» и дух Рихарда Штрауса – одного из самых модных композиторов начала XX столетия. В партитуре есть аллюзии на барокко (в хоре из первого действия O, wie trifft mich появляется риторическая фигура passus duriusculus, активно использованная Бахом), присутствуют и приметы обращения к классицизму (многие эпизоды в первом акте). Романтизм ощущается в экстатически красивом дуэте Соловушки и Хоффегута из второго действия. Словом, эта опера интересна как сочинение, в котором смешаны в одном коктейле экстракты различных музыкальных направлений. Тем не менее оно вполне укладывается в рамки позднего романтизма (ранний экспрессионизм и отсылки к Хиндемиту, о которых говорят постановщики в Театре Сац, здесь все же не просматриваются). И еще одна особенность оперы – ее ярко выраженное сатирическое начало, сильно акцентированное в первом действии. Это прежде всего относится к тексту «Птиц», который сочинил сам Браунфельс: в нем достаточно много меткого юмора, который и сейчас вызывает усмешку у публики. Многоплановость оперы подчеркивает и сам Георгий Исаакян: «Это, вообще-то, комедия, но понятно, что в руках немецкого композитора начала XX века она трансформировалась местами в меланхолически-элегическое размышление о том, что есть жизнь человека, искусство».

 

В Театре имени Наталии Сац произведение, естественно, прозвучало с купюрами, которые превратили оперу из двух с половиной часовой в полуторачасовую. Заставил о себе сожалеть практически весь вырезанный большой и очень красивый дуэт Соловушки и Хоффегута в начале второго акта. Но в целом сочинение, благодаря изъятиям, прозвучало достаточно компактно и динамично.

К изучению раритетной партитуры подошли основательно: готовили ее полгода, а для пущей фантастичности звучания специально добавили редкий инструмент – ветродуй, сделанный непосредственно в театре.

Оркестр под управлением Артема Макарова демонстрировал истинное рвение выразительно и чутко подать каждую деталь впечатляющего и изысканного музыкального наряда сочинения – и это удалось в полной мере. Порадовало стройное звучание хора (хормейстеры – Вера Давыдова, Ксения Кулакова, Дмитрий Брашовян). Произведение представили в концертном исполнении: за развлекательно-эстетическую сторону постановки отвечали «птичьи» костюмы на вокалистах и грамотно подобранный красивый видео-арт на экране (Татьяна Мешалкина, Мария Фомичева).

Но главное – достойный вокальный состав, который качественно озвучил эту непростую оперу. Анна Малькина в титульной партии Соловушки – очень виртуозной, насыщенной обилием верхних нот (включая ре и ми третьей октавы, встречающиеся неоднократно), сложнейших пассажей, звучала естественно и без зажимов. Все эверестские верхушки ею были взяты, но, как показалось, иногда несколько резковато. Однако, учитывая премьерное волнение, это было допустимо и общей погоды не испортило. Открытием стало выступление баса Данила Князева в роли Ратефройнда: его шикарный, плотный и упругий голос вместе с потрясающим актерским обаянием и харизмой попали в десятку. Хорошо выступили тенор Максим Дорофеев (Хоффегут), сопрано Полина Севастьянова (Королек), баритон Денис Болдов (Удод), бас Алексей Красовский (Прометей). Постановка раритетной оперы показала верно выбранную линию движения Исаакяна в подборе репертуара для труппы на текущий момент, ведь эксклюзивность нынче в большой моде. Вполне возможно, что «Птицы» появятся в виде полноценного спектакля, когда состоится открытие основной сцены.

Суздалини со льдом События

Суздалини со льдом

Первый фестиваль Дениса Мацуева во Владимирской области принес много сильных ощущений

Дивный новый мир События

Дивный новый мир

Юсуповский сад стал декорацией к постановке «Мадам Баттерфляй»

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»