Пульс есть События

Пульс есть

В Малом зале «Зарядья» продолжаются концерты проекта Pulse

Идея исполнить мировые премьеры рядом с важными сочинениями ХХ и ХХI вековпринадлежит оркестру OpensoundOrchestra и его фронтмену Станиславу Малышеву. К концу 2020 года две программы проекта уже сыграли: в лаконичной первой главенствовал культовыйPalimpsest Симеона тен Хольта; разнообразная вторая включала премьеры сочинений российских композиторов.

Композитор Николай Попов в своей новой пьесе «Квадратура круга» при помощи электроники осмысляет природу струнных инструментов. Акустические и электронные звуки в его сочинении не противопоставлены, они словно становятся частью одной звуковой «прерии», где электроника имитирует звучание акустических струнных, но не сливается с ними.Саундспейс пьесы формируют множество микрофонов, благодаря которым разные звуки одновременно пронзают пространство зала в противоположных его концах. Пронзительнее остальных оказалась виолончель – настолько, что на смычке вылетел волос, и пьесу примерно после трех минут исполнения пришлось начать играть заново. Другая издержка инструментального толка повлияла непосредственно на состав сочинения. Вместе со скрипками, альтом, виолончелью и электрогитарой Попов хотел задействовать и препарированный рояль; Малый зал «Зарядья», в котором премьера пьесы изначально и планировалась, к такому оказался не готов.

В отличие от «Квадратуры круга», различить акустическое и электронное звучание в «Мадригале» Алины Подзоровой (для струнных, ударных и электроники) было сложнее, да и не нужно. Свое сочинение композитор назвала воспоминанием о рыцарской эпохе: хрупкое, дрожащее в высоком регистре скрипичное соло выплывало и скрывалось в вяло текущих струнных глиссандо и глухих ударных тремоло, напоминая мираж, далекий, знакомый и всегда недоступный. Сюрреалистическое состояние попыталась воссоздать в сочинении «Техника сна» и Анна Поспелова. Если лежать и не двигаться хотя бы десять минут, то гарантированно засыпаешь – об этом Поспеловой рассказал ее друг. Испробовав технику, композитор решила зафиксировать пограничный момент между реальностью и ирреальностью. Она отозвалась о нем, как о чем-то невыразимом, приятном и неприятном одновременно. Кстати, именно это состояние описывал Андре Бретон в «Манифесте сюрреализма». Но если поэт фиксировал слова, которые возникали в сознании в момент «перехода», то Поспелова репрезентировала свои ощущения музыкой. Пьесу обрамил протяжный, неприятно гудящий струнный звук. Плавая вокруг точного тона, он фальшивил, как фальшивят видения, миксирующие события уходящего дня и наступающих снов.

Как и в первом концерте проекта, половину программы составила неоклассика и минимализм, причем качественно разный: музыканты OpensoundOrchestra не брезгуют исполнением ради самого исполнения. Так, прозвучали пьесы европейских композиторов Йохана Йоханнссона и Вальгира Сигурдссона, Франческо Тристано, Кристиана Ярви и Фолькера Бертельманна (по неизвестным причинам он носит псевдоним «Хаушка»). В завершении концерта русскую и западную части программы объединили «Три пьесы» Глеба Колядина – своего рода аллюзии на хоралы Чайковского и лирические миниатюры Рахманинова, прореженные минималистскими паттернами.

Следующие концерты проекта Pulse состоятся уже в 2021 году.

Станислав Малышев: Исполнение живой музыки в ближайшие лет сто ничто не заменит

Шутка или скверный анекдот? События

Шутка или скверный анекдот?

В Нижнем Новгороде отметили юбилей Пушкина спектаклем «Пиковая дама. Балет»

Экзамен для артистов События

Экзамен для артистов

В Москве объявили лауреатов IX Конкурса Галины Вишневской

Один за всех События

Один за всех

Свердловская филармония представила орган нового поколения

Будущее услышано События

Будущее услышано

Завершился второй тур IV Международного конкурса Grand Piano Competition