Пусть никто не спит События

Пусть никто не спит

В "Геликоне" с триумфом прошла премьера "Турандот" Пуччини

Выбор Дмитрия Бертмана с точки зрения маркетинга оказался безупречен: театр был полон и блистал vip-персонами – молва быстро разнесла слух, что в «Геликоне» вновь удивляют. Обсуждались и причины выбора неоконченной версии «Турандот» (без счастливого финала, дописанного Ф.Альфано), и приглашение в качестве музыкального руководителя Владимира Федосеева, для которого эта работа оказалась дирижерским дебютом на российских театральных подмостках, хотя он давно сотрудничает с крупными европейскими оперными домами.

Результат впечатлил: «Турандот», созданная в 1926-м году, предстала полноправной современницей «Воццека» Берга, «Убийцы, надежды женщин» Хиндемита, «Женщины без тени» Р.Штрауса – то есть экспрессионистской драмой, обнажающей и извращающей все чувства, ошеломляющей водоворотом страстей. Принять систему координат этой эстетики подсказывают и детали либретто: это «ночная» опера, ее символ – болезненно-бледная луна, предвестник трагедии (вспомним аналогичный антураж в «Саломее» Р.Штрауса!). Бертман вместе с художницей Камелией Куу (канадкой китайского происхождения) и художником по свету, американцем Томасом Хазе отыгрывает этот символ, превращая его то в гигантский гонг, то в колесо фортуны.

Выбор неоконченной версии сместил определенным образом акценты истории принца Калафа, влюбившегося в загадочную принцессу Турандот. Несмотря на этимологию имени (дочь Турана, властелина казахов), в первоисточнике, в сказке Гоцци и в опере Пуччини она – дочь китайского императора. Природная красота парадоксально соединяется в ней с родовой ненавистью к мужчинам. Чтобы избежать уз брака и не гневить отца, Турандот выдвигает условие, что свататься к ней может любой принц, но получит руку и сердце тот, кто отгадает три загадки. «Загадок будет три, но смерть одна». Неразгадавший хоть одну – лишится головы. У Гоцци Турандот так хороша, что каждый, кто видит ее портрет, воспламеняется к ней любовью и забывает о страхе смерти.

Так случается и с Калафом, принцем ногайским, сыном астраханского царя Тимура (Александр Киселев).

Именно с этого момента и начинается опера: беснующаяся толпа предвкушает казнь очередного незадачливого жениха. В спектакле стерты временные границы. Поэтому на сцене мы видим современных то ли панков, то ли хиппи – молодых отморозков в куртках-жилетах, шарфах. Блистательный хор «Геликона», с которым как всегда работал хореограф Эдвальд Смирнов, дает фору любому мимансу, лихо отплясывая в эстрадно-мюзикольной пластике.

Режиссерская трактовка главной героини, Турандот, поначалу ошеломляет: Бертман делит эту роль между двумя артистками, одной поручая вокал, другой – чисто пластическое воплощение образа. Произвол? Несомненно. Но если вспомнить, что эпоха Пуччини – это эпоха Иды Рубинштейн, что до «Турандот» уже было создано «Мученичество Святого Себастьяна» Дебюсси, а вскоре после – «Персефона» Стравинского, «Жанна Д’Арк на костре» Онеггера, где подобная идея двойничества оказывалась во главе угла, то решение не кажется уже таким волюнтаристским. Ксения Лисанская воплощает внешнюю оболочку принцессы – прекрасную, манящую. Своей манерно-утрированной пластикой она, словно в тайне насмехаясь, гипнотизирует и обещает неземное блаженство влюбленным простачкам.

Елена Михайленко – Турандот – избегает людей. Она крадучись появляется на сцене, ее лицо кажется изъязвленным, вокруг глаз – темные пятна. Такова ее душа – изъеденная обидами, искалеченная жаждой мести. Все это выражено и в вокальной партии, по экспрессии и тесситурной сложности сравнимой с оперной лексикой того же Р.Штрауса. Михайленко великолепно справляется со всеми задачами, создавая инфернально-страшный образ в том числе через тембр голоса, окрашенный в стальные холодные тона.

«На каждого мудреца – довольно простоты». Виталий Серебряков – брутальный, не знающий страха Калаф разгадывает загадки. Теперь принцесса должна выполнить свое обещание. Уязвленное женское самолюбие не позволяет Турандот смириться с судьбой. Сама мысль, что мужчина превзошел ее умом, и она должна ему покориться, для нее нестерпима. Но Калаф жаждет взаимной любви, добровольной сдачи гордячки и загадывает свою загадку принцессе. Она должна до рассвета узнать его имя, и тогда он откажется от нее. Его центральная ария «Nessun dorma» («Пусть никто не спит») пронизана страстью и уверенностью в победе. Именно поэтому Виталий Серебряков чуть форсировал звук, стремясь передать переполняющую его радость и триумф – все-таки разгадать загадки китайского сфинкса не давалось до него никому.

Многие зрители и пресса отмечали, что данный спектакль мог бы называться «Лиу». Вторая женская партия в данной интерпретации ничем не уступила главной героине, а молодая певица Юлия Щербакова стала открытием постановки. По контрасту ее голос был наполнен теплотой и искренней страстью: ее наивная влюбленность – рабыни к господину – заставила принять в итоге смерть, чтобы спасти жизнь недосягаемому возлюбленному. Немного неровное звучание голоса в финальной сцене – понятное в премьерном волнении – отчасти сработало на образ девушки, добровольно отдающей себя на растерзание вопящей в экстазе толпы.

Финал оперы – развязка интриги с двойниками. Калаф наконец видит подлинную Турандот, страшную ведьму, возникшую перед ним, словно призрак графини из «Пиковой дамы». И мы мысленно вместе с ним ужасаемся тому, что он предпочел ее нежной Лиу.

Оперу иногда упрекают в затянутости, в частности из-за сцен с тремя министрами – Пингом (Дмитрий Янковский), Пангом (Иван Волков) и Понгом (Виталий Фомин). У Бертмана эти эпизоды вышли необыкновенно остроумными, даже злободневными. Власть предержащие – три гротескные фигуры, одетые в модные красные пиджаки, соревнуются между собой в беспринципности и цинизме. Впрочем, их реплики лишь констатируют грубую действительность, царящую во владениях императора Альтоума (Дмитрий Пономарев), где любовь – «дверь в лавку мясника». Есть здесь и жестокий Мандарин – Алексей Дедов, манипулирующий толпой.

Спектакль увлек не только режиссерскими идеями, но и их сценографическим воплощением, в частности использованием технических возможностей сцены зала «Стравинский», расчленявшейся на подвижные сегменты (ездившие вверх-вниз). Все это вкупе – проходки хора, активное участие машинерии – создавало постоянную «движуху», не давая вниманию ни на минуту рассеяться.

Но ничего не сработало бы без цементирующей составляющей, которую выполнил оркестр «Геликон-оперы». Дирижерская воля Владимира Федосеева вдохнула пылкость и драматизм в эту фантастическую историю, вознося певцов то на гребень бушующих волн, то окутывая мерцающей звуковой дымкой. Опыт симфонического дирижера позволил выстроить драматургически цельные сцены, при этом оставаясь чутким к ансамблевым задачам. Уже первый премьерный показ, о котором идет речь в данной рецензии, порадовал уверенной синхронностью всех массовых сцен и гибкостью аккомпанемента в сольных номерах. После окончания мы попросили маэстро поделиться впечатлениями:

– Владимир Иванович, согласны ли вы с решением Бертмана выбрать неоконченную версию «Турандот»? Ваш личный взгляд на этот вопрос?
– Полностью согласен: финал в опере «Турандот» должен быть трагическим. В этом есть определенная логика: Лиу умирает и тем самым демонстрирует нам всем пример жертвенности истинной любви. Я рад, что в этой постановке удалось сделать именно такой акцент. Не стоит забывать, это была последняя сцена, написанная композитором. И даже если он планировал продолжить работу — судьба не позволила ему это сделать. Есть в этом какая-то тайна…

– В премьерной серии мы увидели дефиле Турандот – еще Алиса Гицба, Инна Звеняцкая. Какая была ближе всего вашим представлениям об идеале и почему?
– Все исполнительницы хороши и по-своему интересны. Пожалуй, лично мне ближе всего была Елена Михайленко – и по голосу, и по игре. Она больше трогала своим исполнительским искусством, искренностью.

– Как вы оцениваете труппу и оркестр «Геликон-оперы»?
– Считаю, что оркестр «Геликон-оперы» подвижный, чуткий, внимательный и работоспособный. Очень слаженный оперный оркестр. Что немаловажно, они реагируют на все жесты. Даже при небольшом количестве репетиций они берут от дирижера всё –идеи и замыслы, – и я рад, что познакомился с таким оркестром, с такой замечательной труппой. Они заражены энтузиазмом, желают исполнять, работать, репетировать. Я благодарен Дмитрию Бертману за то, что он создал такую атмосферу любви и участия. Таким должно быть настоящее оперное дело. Сейчас это уже редкость.

– Есть ли планы в будущем продолжить сотрудничество?
– Конечно, с удовольствием. И некоторые планы у нас с Дмитрием Александровичем уже есть. Однако раньше времени раскрывать их всё же не буду.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.