Девяностолетие со дня рождения знаменитого музыканта (1934–2010), бенд-лидера, аранжировщика и композитора занимало умы джазовой общественности в августе 2024‑го. Мероприятия пошумели, подарили воспоминания и, как водится, схлынули.
Но есть место, событие, которое еще долго будет сохранять возможность узнавать и говорить о знаменитом музыканте. В Музее С.С. Прокофьева до 19 января 2025 года функционирует выставка «Легенды российского джаза. Георгий Гаранян». Посещая ее, любители музыки и узнают путь, который мастер прошел в жизни, и делают заметный шаг к пониманию его творчества.
Любая выставка имеет индивидуальное настроение, тем более если она проникнута живыми воспоминаниями, дышит своим временем. Экспозиция, о которой идет речь, создает для посетителя особое ощущение, дарит хорошее настроение. Даже цветовая гамма наследует делу, которым занимался маэстро, настраивает на «волну» Гараняна, светлую и творческую. Именно эти качества музыки джазмена отмечал, кстати, и знаменитый критик Владимир Фейертаг. Обращает на это внимание и куратор выставки Юлия Чеботарева: «При просмотре видеозаписей выступлений сам начинаешь улыбаться, как это всегда делал и Георгий Арамович в момент работы на сцене — он дарил радость. Поэтому и цветовое решение выставки было выбрано неслучайно. Мы использовали оттенки желтого, серого, голубого и немного малинового. Они все гармонично дополняют друг друга и сочетаются так же, как в Георгии Арамовиче соединялись исполнитель, композитор, аранжировщик и дирижер».
Парадоксально звучит факт, что у Гараняна изначально не было музыкального образования. Сразу, на входе, посетителя встречает его диплом с квалификацией «Приборы точной механики». Про это говорят с гордостью, ведь он стал выдающимся музыкантом благодаря удивительному таланту и правильному эстетическому чутью, а инженерные умения и навыки пригодились в организации процесса звукозаписи. Знания Гараняна признавали профессионалы — художники звука. Возможно, именно это привело к уникальному количеству и качеству записей музыканта. По ним потомки будут узнавать и оценивать нашу эпоху.
Основа выставки — личные вещи Гараняна; экспозиция создана при активном участии и помощи Нелли Гаранян, вдовы музыканта. Было бы странно не отметить запомнившиеся экспонаты. Это, например, принадлежавшие маэстро наушники, его концертный костюм, книги, написанные Гараняном, нотные записи, коллекция галстуков-бабочек, награды музыканта. Экспозицию разбивают на зоны его синтезатор Roland, четыре саксофона из фонда Музея музыки, принадлежавшие Гараняну, и электронный саксофон или, как его гордо именуют, «инструмент саксофонного типа».
Диплом инженера, с другой стороны от входа, уравновешивает книга Михаила Зощенко — у любимого автора маэстро в этом, 2024‑м, году тоже отмечается юбилей. Как оказалось, доступны в Сети записи джазмена, мастерски читающего (sic!) рассказы Зощенко! На выставке же этот аспект обозначен простой книгой, подчеркивая, что в рассказе про Гараняна все звучит без ненужной фанаберии и лишнего шума. Он не выдумывал свою жизнь, а был «просто» успешный и талантливый музыкант и «просто» человек, нашедший себя в жизни и творчестве.
Творческий путь Георгия Арамовича шел от джаз-бендов в московских кафе, оркестров Олега Лундстрема и Вадима Людвиковского до Оркестра Цирка на Цветном бульваре и Краснодарского биг-бенда — последнего его большого проекта. Естественно, музыка играет на выставке — и фоном в основном помещении, и иллюстрируя популярные кинофильмы, отрывки из которых демонстрируются на специальном экране, и на отдельном стенде, сопровождая видеозаписи концертов Гараняна. Части этого акустического коллажа не накладываются, не мешают друг другу, но момент перехода из одной зоны экспозиции в другую создает необычное ощущение радуги звуков.
Важнейшее дело Гараняна — ансамбль «Мелодия», имевший репертуар от современного джаза до стильной развлекательной музыки, — функционировал с 1973 года и продолжает выступления сейчас. Гипотетический концерт нынешней инкарнации «Мелодии» отлично вписался бы в эстетику экспозиции, это может быть очень удачным шоу. Ансамбль, кстати, «присутствует» на выставке — большое, в рост, фото из альбома «Знакомые мелодии» (1974) украшает центральную часть экспозиции.
Запоминается яркими тонами и легендарной талией платье Людмилы Гурченко, аналог модели из показа Ива Сен-Лорана. Оно украшало «Бенефис» актрисы, в этом знаменитом телеспектакле тоже звучала музыка в исполнении Гараняна. Еще одна любимая тема знатоков — альбом, записанный с культовой американской группой Oregon. Георгий Арамович в нем участвовал как дирижер, и запись была номинирована на «Грэмми».
Гаранян будто раскрывал для страны новый способ музыкального дыхания. Человек, слушая саксофон в мультфильме «Ну погоди!» или детскую сюиту «В порту», и не думал, что подспудно учится получать удовольствие от джазовой фразировки или тонкостей аранжировки. Альбом Владимира Высоцкого, аранжированный и записанный с ансамблем «Мелодия», здесь чуть ли не самый показательный пример. И джаз тут настоящий, и шансон одухотворенный, и актерское понимание текста, и качество исполнения — есть все то, чего так не хватает массовой культуре. Песни барда предстают мелодичными, тонкими и театрально образными, это сделало их более массовыми и, возможно, стало далеко не последней причиной популярности артиста. Этому моменту карьеры «Мелодии» отведена заметная часть экспозиции.
Гараняна помнят, но сейчас многие удивительные мастера джаза забываются, их образы затуманиваются, растворяются во времени. Музеи могли бы занять нишу оборванных связей между поколениями. Но тогда они должны искать новые формы — не только подачи материла, но и методов привлечения публики. Тут не подойдут ни проверенные годами, ни тем более «современные» способы продвижения, ведь последние ориентированы не на установление связей, а на рынок.
Выставка Гараняна ориентирована на воссоздание атмосферы, духа времени. И ей удается передать ощущение равновесия и разносторонности одновременно. Второй аспект неизбежен — у музыканта было столько направлений реализации, развития, что многовекторность приходит сама собой. А вот умение аккуратно подать нюансы, не забывая про радостные мелочи и высвечивая редко упоминаемые, а то и вовсе малоизвестные детали, — редкость, которая экспозиции удалась.