Muso – в английском языке так называют человека, одержимого музыкой. Таков и Оливье Ваньё, решивший создать в 2011 году звукозаписывающий лейбл, где будет только классика. Последние тринадцать лет Оливье Ваньё отвечал за дискографию Конкурса имени королевы Елизаветы, работал с Жорди Савалем над лейблом Alia Vox, а также с Барбарой Хендрикс над Arte Verum.
Внимательно относиться к артистам, «прислушиваться» к их индивидуальности и вместе создавать вдохновляющие проекты – вот миссия muso. За десять лет существования бельгийского лейбла здесь записывались La Petite Symphonie, Ensemble Bradamante, Ensemble Stravaganza, Les Kapsber’girls, певцы Ален Буэ и Эжени Варнье, пианисты Филипп Рига и Альберто Ферро – в нашей стране они практически неизвестны, а многие только начинают свою карьеру. «Сделать диск с молодыми музыкантами иногда сложнее, чем с признанными артистами, – говорит Оливье Ваньё, – поскольку от этой записи будет зависеть дальнейшая репутация и международная карьера. Если вы верите в кого-то – необходимо помочь музыканту раскрыться в нескольких разных проектах».
Из русских музыкантов muso выпускал диски Струнного квартета имени Давида Ойстраха, сольные альбомы скрипача Андрея Баранова и пианиста Юрия Фаворина. На лейбле вышли два альбома Фаворина – с музыкой Листа и Алькана. «Я познакомился с Оливье Ваньё еще в 2010 году, – говорит он. – У нас сразу же появился интерес к сотрудничеству. Первый диск с музыкой Листа был записан в Брюсселе на студии Flagey. Для следующего диска я предложил несколько программ, в том числе программу из сочинений Шарля-Валантена Алькана, которая особенно понравилась Оливье. Новый диск мы записывали уже в ГДРЗ в Москве».
Есть в арсенале muso и исторические релизы. Крайне любопытное издание – запись Гидона Кремера 1967 года, когда двадцатилетний скрипач стал обладателем третьей премии Конкурса имени королевы Елизаветы. Тогда Кремер удивил слушателей и жюри вдохновенным исполнением Концерта Элгара. Еще один интересный релиз – бокс-сет к 75-летию Конкурса имени королевы Елизаветы. На четырех компакт-дисках представлены архивные записи восьми самых известных скрипичных концертов в исполнении лауреатов конкурса разных лет (Вадим Репин и Гидон Кремер, Николай Цнайдер и Филипп Хиршхорн, Кристоф Барати и Мириам Фрид, Иосиф Иванов и Барнабас Келемен).
Единый дизайн – стильный и лаконичный – важная часть релизов. Обложку muso легко узнать по характерной линии от левого нижнего края к правому верхнему и по тому, как скользит изображение вдоль этой линии. В качестве визуальной стороны, как правило, используются фотографии исполнителей или абстракции. Любопытно оформлены диски I Solisti Aquilani с «Временами года» Антонио Вивальди или, к примеру, альбом ансамбля Aliquando с музыкой Луи-Габриэля Гиймена.
Лейбл muso вряд ли может конкурировать с такими крупными игроками звукозаписывающей индустрии, как Sony Classical или Deutsche Grammophon. Задача другая – поддержать молодых музыкантов и дать им возможность записать именно то, что они хотят. Алькан, а не Шопен, Капсбергер вместо Монтеверди. Оливье Ваньё и его muso сформировали настоящую культуру меломанов в Бельгии и за ее пределами.
«Зимний путь» Шуберта в исполнении баритона Алена Буэ и Quatuor Les Heures du jour – камерная драма, по-бергмановски тонкая и отражающая внутренний мир героя. За этой музыкой целая история – от Дитриха Фишера-Дискау к интерпретациям Иэна Бостриджа, Томаса Квастхоффа и Кристиана Герхаера. Релиз muso получился осторожный и вкрадчивый, фокус восприятия сосредоточен на деталях. Голос и струнные инструменты представлены на равных – вокальный цикл Шуберта предвосхищает звуковые поиски Второго струнного квартета Арнольда Шёнберга.
Ансамбль Les Kapsber’girls записал альбом с вилланеллами итальянца Джованни Капсбергера, патрона этого молодого коллектива. Барочные вилланеллы близки современной поп-песне – эмоциональные и понятные широкому кругу слушателей. Изысканные звуки лютни и теорбы переплетаются с замысловатой партией голоса, вокальные номера на диске сменяются инструментальными монологами.
Борис Виан – enfant terrible и либертарианец – был в равной степени одарен литературно и музыкально. Новый диск Арно Марзорати, Агаты Пейрат и Les Lunaisiens – оммаж к 100-летию со дня рождения Виана. Здесь и песни на его стихи, и абсурдистские тексты предшественников (Шарль Кро, Альфред Жарри), и атмосфера парижских кафешантанов. Свободные и дерзкие голоса певцов, труба, контрабас, бандонеон – всё это отсылает к эпохе Виана, наполненной бунтарством и глубоко эмоциональным искусством.
Для своего сольного альбома скрипач Андрей Баранов, победитель Конкурса имени королевы Елизаветы и первая скрипка Струнного квартета имени Давида Ойстраха, избрал Первую партиту Баха, Сонату-балладу Изаи и Каприсы Паганини – арсенал профессионального музыканта. Отточенная и виртуозная игра артиста ставит его в один ряд с музыкантами-интеллектуалами, которые умеют за внешней экспрессией и виртуозностью «говорить» со слушателем со всей глубиной и серьезностью.
Поздние сочинения Джузеппе Тартини – вершина его мастерства. Пять сонат в исполнении Duo Tartini (скрипача Дэвида Плантье и виолончелистки Аннабель Луис) знакомят с новой гранью автора знаменитой «Дьявольской трели». Сонаты заимствуют танцевальный лексикон итальянского искусства XVIII века – простое, но вместе с тем изящное мелодическое письмо соединяется с изобретательными ритмическими и фактурными новациями.