Путь на сцену События

Путь на сцену

Беллини, Верди и Бетховен под рождество в Яани-кирик

«Маленьким кусочком Эстонии» называют в Петербурге церковь Святого Иоанна, которая является не только молебным домом эстонской общины. Во вне богослужебное время уютный зал «превращается» в концертную площадку с современным звуко- и светооборудованием, уже набравшую популярность под именем «Яани-кирик». Фестивали, перформансы, даже рок при свечах – двери открыты всему талантливому, необычному, интересному. На страницах «Музыкальной жизни» уже приходилось писать о событиях, проходивших в этом зале (например, о концерте «Бетховен-ремикс» в рамках «Международной недели консерваторий), но сегодня темой рецензии стал концерт молодой певицы Эстер Устаевой, которая активно ищет свой путь в искусстве.

Выпускница Санкт-Петербургской консерватории сейчас делит свое время между двумя столицами, так как после обучения в классе знаменитого профессора Ирины Богачевой Эстер решила расширить горизонты в Центре оперного пения Галины Вишневской.

«Я попала к Ирине Петровне Богачевой молоденькой девочкой, мне было 17 лет, – вспоминает Эстер. – Она видимо поверила в меня и взяла к себе в класс. Она была непререкаемым авторитетом, огромной величиной: огромная удача, что я попала к ней. Ирина Петровна учила своих учеников не только вокалу, а внушала, что надо быть сильными, верить в себя и стойко встречать все испытания».

Если в консерватории акцент делается все же на вокал, технику, то в Центре Вишневской Эстер получила возможность приблизиться к заветной мечте – стать оперной артисткой, освоить тонкости сценической игры, позаниматься с опытными коучами. До этого Эстер Устаева занималась на мастер-классах во Флоренции у Франко Пальяци, участвовала в международных летних курсах в Чаутоква-Институте под Нью-Йорком. «В течение трех месяцев с нами работали педагоги по вокалу, коучи по языкам, у нас были тематические сессии – по итальянскому оперному репертуару, по немецкой Lied – мы проходили много разной музыки, участвовали в концертах», – рассказывает Эстер.

Уже в студенческие годы Эстер заметили мэтры и взяли над ней творческое шефство. Каждый такой выход рядом с мастерами – это тоже большая школа. Для самой певицы памятен гала к 120-летию Джорджа Гершвина в Московском международном Доме музыки, где она выступала с Московским джазовым оркестром под управлением Игоря Бутмана. В бенефисе солиста Мариинского театра Владимира Самсонова ее имя значилось на одной афише с Ильдаром Абдразаковым и Евгением Акимовым. А свою любовь к романсам и камерному музицированию она реализовала в ансамбле с пианистом Олегом Аккуратовым. Дебют в профессии ознаменовался значимой и почетной для Эстер наградой –  Российской национальной актерской премией имени Андрея Миронова «Фигаро», присужденной в 2015 году в номинации «Путь на сцену». Артистка получала ее вместе с Александром Ширвиндтом, Владимиром Васильевым, Римасом Туминасом, Людмилой Максаковой, Елизаветой Боярской – неплохая, согласитесь, компания.

Темой концерта в Яани-кирик стало наступающее Рождество. Красивое световое оформление создавало определенный настрой – возвышенный и в то же время романтически-таинственный. В этот вечер Эстер выбрала для себя светлые, изысканные платья, которые помогли ей психологически перевоплотиться в героинь XIX века: сомнамбулу Амину из знаменитой оперы Беллини, Виолетту Валери из «Травиаты» Верди. Страдания, разочарования в любви Эстер переживала настолько искренне, что даже вначале показалось, что артистка излишне волнуется. Но нет, это было глубокое погружение в образ, в трагизм ситуации, и голос Эстер передавал боль и волнение, заложенные в музыке.

Александр Рубинов, Эстер Устаева, Евгений Коган

Партнером в этих номерах стал Александр Рубинов – тонкий ансамблист и отличный пианист. Из его биографии удалось узнать, что он чрезвычайно востребован в Петербурге как концертмейстер в Мариинском театре (в том числе работая и с участниками программы «Аткинс»), и как преподаватель по роялю и концертмейстерскому мастерству – в Вагановской академии. Дуэт Эстер и Александра украсило звучание виолончели Евгения Когана, солиста АСО Санкт-Петербургской филармонии. Интересные транскрипции для голоса, виолончели и рояля, специально сделанные по заказу певицы, стали изюминкой программы. Прекрасно прозвучала в том числе в такой версии «Аве Мария» Шуберта, которую Устаева спела с латинским текстом (в оригинале сочинение, как известно, написано на немецкие стихи из «Девы озера» Вальтера Скотта), подчеркнув сакральное начало музыки.

Вместе с выпускником Лондонского королевского колледжа Владиславом Михальчуком Эстер спела романсы Рахманинова «Сон» и «Здесь хорошо», естественно перейдя к совершенно иному звуковедению и показав уверенную школу, крепкие верха и открытую эмоциональность, столь важную в русской музыке.

“Здесь хорошо”: Владислав Михальчук, Эстер Устаева

Европейское рождество невозможно представить без традиционной мелодии Silent Nigth. Песня, сочиненная больше 200 лет назад австрийцем Францем Грубером, давно стала народной и исполняется в самых разных аранжировках. Здесь, как финал, она объединила всех участников, став лирической кульминацией вечера. Серебристый нежный тембр Эстер Устаевой парил под куполом церкви, зачаровывая безмятежной красивостью.

Что касается общего впечатления от программы, то при внешней разношерстности номеров, к концу вырисовывалась достаточно стройная концепция от трагического к просветленному, где вокальные опусы оттеняли такие популярные фортепианные сочинения, как «Лунная соната» Бетховена или Прелюдии до-диез минор и соль минор Рахманинова. С благодарными слушателями певица попрощалась арией Лауретты из «Джанни Скикки» Пуччини, спев ее с большим чувством и мастерством, как когда-то ее напутствовала легендарная Богачева: «Выходи на сцену и блистай, дари людям радость и эмоции».

Впереди у певицы большие планы –  поиски нового репертуара, попытки совместить свою любовь к опере и интерес к современным тенденциям, в частности к кроссоверу.

«Характер – это судьба», – говорила Майя Плисецкая. При упорстве, настойчивости и преданности профессии, которые демонстрирует Эстер, у нее все должно получиться.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»