Столица вновь приняла большой джаз – Московский джазовый фестиваль продолжался неделю, на множестве площадок выступило около тысячи отечественных и зарубежных импровизаторов, с их творчеством познакомились почти триста тысяч зрителей. Джаз-форум показал позитивные и логичные черты процессов, идущих вокруг и внутри импровизационной музыки. Но многое было впервые, что-то стало приятным сюрпризом.
Настроение улучшилось
Еще в прошлом году, на праздновании столетия российского джаза в Большом театре, ведущие артисты жанра Игорь Бутман и Лариса Долина проводили мысль о самоценности, ни в коем случае не изолированности, о самостоятельности и самобытности отечественной джазовой музыки. Этот тезис, конечно, повод для дискуссий, но организаторы фестиваля не стали вдаваться в словопрения, а сделали свое дело: в Москве прозвучало много музыки, и у всех желающих настроение явно улучшилось.
Мероприятие не включало практически никакого официоза, за исключением естественных «спасибо», обращенных к административным вершинам. Как и в прошлом году, фестиваль порадовал тем, что в нем участвовали и звездные артисты, и, что не менее важно, сотня лучших ансамблей из двадцати пяти городов России, победители Второго всероссийского конкурса молодежных джаз-коллективов. Это направление работы Фонда Игоря Бутмана представляется чуть ли не важнейшим. Посещение же разных сцен фестиваля становилось для любителей джаза увлекательным трипом – можно было и Москву посмотреть, и самую разнообразную музыку послушать.
Основным музыкальным трендом был, конечно, мейнстрим – авангард не входит в число интересов организаторов. Зато отдых и релакс, «парковое» времяпрепровождение, летнее настроение прогулки и расслабления формировалось успешно. А желающие более серьезных занятий могли сосредоточиться на лекционной программе, посещать джазовые фотовыставки, да и общение между людьми тоже помогало.
География джаза
Американский джаз представлял знаменитый басист Эдди Гомез – он сыграл на открытии фестиваля и в парке «Эрмитаж» в составе ансамбля Blues for 4, в котором также участвовали наши звезды – саксофонист Игорь Бутман, пианист Андрей Кондаков, барабанщик Эдуард Зизак. Это были почти «олл старз» фестиваля, и играли они, что особо приятно, темы, написанные российскими участниками ансамбля. Еще один американец – молодой саксофонист Армир Ли – в составе Armir Lee Quartet выступил на ВДНХ, с ним на сцену вышли Антон Баронин (фортепиано), Антон Нетесов (контрабас) и Петр Ившин (барабаны).
Но, естественно, зарубежное представительство включало не только американцев, которые смогли приехать в Россию. Были музыканты из Таиланда, Турции, Индонезии, Израиля, Кубы, Бразилии. Шоу каждого исполнителя и коллектива оставило послевкусие чистого позитива. Это были отличные концерты, в которых музыканты своим мастерством и харизмой меняли отношение публики к культуре и своих стран, и к самим себе, – с настороженности на восхищение. Главным стилем музыки оставался мейнстрим – музыка понятная и эмоционально близкая всем. 23 июня бенд из Индонезии Keubitbit выглядел самым креативным – музыканты смешивали национальные мотивы и фьюжн международного уровня. Выступавший следом трубач Вадим Эйленкриг демонстрировал равновесие яркой сценичности и джазовой изощренности. Сыграл «Самба де Вадим», обращенную к самому себе, но особо порадовал мелодией «Нежностъ» Александры Пахмутовой, прозвучавшей и вправду нежно. Эйленкриг сказал: «Мне повезло, две любимые мелодии я исполнял с их авторами – это “Нежность” Александры Пахмутовой и “Три товарища” Эдуарда Артемьева!» Именно темой из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Вадим закончил свой сет.
Завершала день Полина Гагарина, вызвав ажиотаж у пришедшей «на нее» публики. В этой связи отметим, что фестиваль поддался общей для большинства джазовых форумов тенденции: в качестве хедлайнеров всех дней на главной площадке, в парке «Эрмитаж», выбирались не джазмены, а рок- и поп-музыканты. Это были идеально вписанный в эстетику джаз-мероприятий Валерий Сюткин и Light Jazz, хип-хоп исполнитель Мот, эстрадный оркестр Сергея Мазаева, порадовавший темой из «Кабачка “13 стульев”», которую когда-то играл легендарный оркестр Вадима Людвиковского. Мазаев – рокер, но имеет в бэкграунде выступления в составе джазовых суперзвезд – «Арсенала». А на концертах, завершавших фестиваль, Игорь Бутман и Московский джазовый оркестр уступили авансцену оперному басу Ильдару Абдразакову и артисту театра и кино Алексею Гуськову.
От нуара до восторга
В субботу фестиваль превратился в парад неожиданностей. Из-за событий в Ростове-на-Дону концерты срочно перенесли в закрытые помещения – в частности, из «Эрмитажа» в ММДК. Зал успел подготовиться за одну ночь. Концерт открывал Квартет Офера Ландсберга (Израиль/Россия) с отлично сыгранным ансамблевым джазом, быстрым и энергичным. Соло плавно перетекали одно в другое, лидеру-гитаристу даже пришлось подсказывать публике моменты для аплодисментов, но финальная овация продемонстрировала итоговый успех.
Аня Чиповская и Оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина сыграли самый яркий сет фестиваля. Коллективу скоро исполнится девяносто лет, это уверенный и красиво звучащий бенд. Чиповская же оставила неизгладимое впечатление, и это далеко не только субъективный взгляд: реакция публики¸ буквально завалившей артистку цветами и аплодисментами, свидетельствует об интересной находке. За это спасибо Фрумкину. Аня, его дочь, известная актриса, улыбнулась тому, как в ее представлении конферансье перечислил фильмы, в которых она не играла. А затем, дав фору многим профессиональным джазовым вокалистам, спела свою программу: здесь была джазовая классика, Гершвин, Портер. Артистизм, раскованность, точное понимание стиля и соответствие ему, серьезные вокальные данные – у Чиповской получился настоящий драйвовый джаз с настроением от нуара до восторга.
Тем неожиданней оказалась достойная конкуренция со стороны выступавшей следом группы молодой турецкой певицы Eylül Ergül Quintet. Она постепенно раскручивала спираль эмоций – от нежности до сценической агрессии, исполнив в середине трек-листа оригинальные обработки мелодий из репертуара The Beatles – Blackbird и Taste of Honey. Это был качественный европейский джаз, с отличными соло инструменталистов, блестящим скетом и элементами турецкой народной песни.
Выступление Ильдара Абдразакова c Игорем Бутманом и Московским джазовым оркестром ожидалось особо – и ожидания оправдало. Лучшие академические музыканты охотно играют на фестивале – в прошлом году запомнилась Хибла Герзмава. Разносторонний, раскованный Абдразаков отлично вписался в атмосферу джаза, в которой мастерство соседствует с иронией и импровизацией. Запомнились, например, его танец с Бутманом под Bésame mucho, отличный джазовый скет от оперной суперзвезды, «Очи черные», сделанные как бодрая плясовая, и версия песни «Синяя вечность». Брать вещи из репертуара Муслима Магомаева – естественно, но и опасно: заданная советским певцом планка экспрессии и мастерства очень высока. Абдразаков показал масштаб большого артиста, сделав все по-своему, – и все получилось по-эстрадному шикарно и ярко.
На других площадках со свободным входом тоже играли великолепные музыканты. Хочется перечислить всех импровизаторов, озвучивавших московские парки и клубы, но ограничимся наиболее заметными. В «Зарядье», например, выступили Motilda (Алина Ростоцкая) и Биг-бенд Георгия Гараняна (Краснодар), на Площади у ЦУМа – Трио Kle2Go и Юлиана Рогачева с квартетом Алексея Чернакова, в Парке искусств «Музеон» – Анна Бутурлина & KnowJazz Crew и Арт-ансамбль Тима Дорофеева – победитель телевизионного конкурса на канале «Россия– Культура» «Квартеты 4х4». Эта группа достойна особого внимания – она поддерживает традиции архангельского джаза, идущие от одного из легендарных виртуозов прошлого – Владимира Резицкого.
Финальное шоу в зале «Зарядье» стало самым серьезным, но и самым душевным. Это была литературно-музыкальная композиция «Джаз от первого лица», посвященная 100-летию российского джаза, рассказ об истории жанра. Актер Алексей Гуськов читал фрагменты из советской периодики, книг Максима Горького, Алексея Козлова, Андрея Товмасяна и других, а оркестр иллюстрировал чтение калейдоскопом известных мелодий. Рассказ Горького о том, как люди воспринимали первые шаги джазовой музыки, украсил неожиданный для Бутмана фри – бенд-лидер известен как приверженец классического джаза. Затем звучала россыпь хитов – от A-Ticket, A-Tasket, которую исполнила солистка оркестра Фантини, до «Как много девушек хороших», спетой Олегом Аккуратовым к восторгу зала чисто и красиво. Звучали мелодии Николая Левиновского и Уильяма Кристофера Хэнди. Аккуратов также представил «Песенку военных корреспондентов» и Bei Mir Bist Du Schoen, перешедшую в вариант Леонида Утёсова «Барон фон дер Пшик». Звучала «Ностальгия» Алексея Козлова; в оркестре кто-то зажег фонарик на телефоне, покачал им, и публика охотно отозвалась тем же. Получилось красиво, но далековато от вдумчивого слушания, к которому призывал Гуськов в прочитанном перед этим фрагменте. Джаз же был теплым и душевным, что от экспрессивного Бутмана выглядело как сюрприз. Организатор фестиваля вообще был как никогда сдержанным, отказался от ироничного конферанса, но играл отличные изобретательные соло.
В финале Гуськов позвал Фантини к микрофону, читая Пушкина, снял концертный пиджак и в традициях советских времен набросил его девушке на плечи. Певица тихо и проникновенно запела Como Un Bolero. Бутман же, наконец, перестав сдерживать иронию, тоже надел на Фантини свой пиджак. Под такой двойной заботой ей было, думается, довольно жарко, но терпеливая вокалистка продолжала красиво петь. Сцена получилась и смешная, и милая, а финальный аккорд вечера – ироничным и теплым. Если наш джаз будет развиваться в этом направлении, это будет прекрасно.
Смена трендов и смена вех
Фестиваль в итоге представился эдакой всероссийской школой импровизации. Он показал, как можно быть свободным, развивать индивидуальность, оставаясь в рамках традиций. Можно сказать, что мы наблюдали смену трендов или, используя старый отечественный термин, смену вех. Например, переориентация на дружественные страны практически не сказалась на изначально высоком уровне исполнения – виртуозы с Востока играли прекрасно. Отметим, что некоторые шлягеры, как, например, «Я иду, шагаю по Москве», отлично звучали в версии многих участников фестиваля. Этот крен в ностальгию вроде бы и печален, ведь надо всегда смотреть вперед, но и естествен. Может быть, это стимулирует, наконец, появление нового, достойного песенного материала? Ну и, размывающая границы стиля тенденция приглашения «неджазовых» участников хоть и апробирована на крупнейших джаз-форумах, но это веление рыночных отношений еще ждет развития на следующих фестивалях и оценки временем.
Джазовое искусство – легкое для эмоционально здорового восприятия, однако энергозатратное и эмоционально непростое для исполнителя, расслабления оно не допускает. И это касается и музыкантов на сцене, и окружающего их информационного поля. Медиа же не спешат делать звезд из джазменов, они отвыкли от хорошего, не умеют видеть героев в ярких импровизаторах, актерах, музыкантах. Например, Олег Аккуратов был великолепен и со своим трио, и в составе оркестра Бутмана. То же можно сказать и про Чиповскую, про Эйленкрига, про многих инструменталистов. Жанр успешно существует, развивается, и дальнейшая его судьба зависит, в том числе, и от успешного продвижения – позитивной, разносторонней помощи со стороны СМИ.