Путешествие к «Другим берегам» События

Путешествие к «Другим берегам»

В Новосибирске прошел IV Всероссийский театральный фестиваль новых музыкальных проектов

По традиции в одну из осенних недель Новосибирский музыкальный театр «штормит» от разнообразия театральных спектаклей. География постановок широка. Помимо гостей из двух столиц нынешней осенью к новосибирцам приехали коллективы с Алтая, из Узбекистана, Иркутска, Тюмени и Перми. В этом году фестиваль «Другие берега» приурочен к 85-летию Новосибирской области, поэтому все показы воспринимались в качестве своеобразных поздравлений именинникам. А для директора и художественного руководителя театра Леонида Кипниса фестиваль – это возможность представить новые проекты современных композиторов и в целом «современную композиторскую школу, работающую в области музыкального театра». Организацию столь масштабного культурного события можно назвать образцовой. Каждый день фестиваля стал праздником для всех – и для артистов, и для музыкальных критиков, и для отзывчивых зрителей.

Большое театральное плавание стартовало от берегов ближайшего соседа Новосибирска – Алтайского края. Регионы объединяет не только течение Оби, но и совместное творчество авторов спектакля «Доходное место» – новосибирского композитора Андрея Кротова и его супруги Нонны, драматурга. Эта симпатичная супружеская чета уже полюбилась местной публике, ведь для родной сцены они создали разнообразный и качественный репертуар: «А зори здесь тихие», «Вий», «Римские каникулы» (последний получил «Золотую Маску» в 2019 году)…

А тем временем в родной гавани публику ожидал показ недавней новосибирской премьеры – мюзикла «Великий Гэтсби». В памяти еще жив одноименный фильм с красавчиком Леонардо Ди Каприо в главной роли, и потому на сцене ожидался ар-деко: дорогие смокинги, брызги шампанского, шифон и кружева, перья и завывающий джаз. Но режиссер-постановщик Наталья Индейкина решила сотворить своего «Гэтсби» – стильного, лаконичного, при этом не без эпатажа. С первых звуков увертюры слышно плотную и густую фактуру, не характерную для легкого жанра. Оркестр под руководством Александра Новикова и вокалисты еще не нашли необходимого баланса: певцы порой «утопали» в роскошествах инструментальной музыки. В целом же Владимир Баскин создал свежие и самобытные композиции с легким джазовым оттенком. Отмечу достойную работу хормейстеров Татьяны Горбенко и Александра Соболева; им удалось собрать хоровую массу воедино, несмотря на непривычно сложные партии и изощренную хореографию Татьяны Безменовой. Костюмы Елены Вершининой были умопомрачительны: ярко-красные шары выплясывали на сцене со светящимися бокалами мартини и шампанского! Притом что на сцене выступал второй состав, спектакль получился ярким, блестящим, качественным и даже волшебным. Неожиданный вышел «Гэтсби», поди такого сыщи!

Так уж устроена транспортная система нашей страны, что все пути – и воздушные, и сухопутные, и, вероятно, даже водные – ведут в Москву. Столичные экспериментальные антрепризы еще не успели покорить «сердце» России, как уже отправились с гастролями в Сибирь, добавив драйва в афишу фестиваля. «Графиня де Ла Фер» впечатляет звездностью состава: Ростислав Колпаков, Вера Свешникова, Анастасия Стоцкая, Александр Казьмин, Евгений Вальц – первые лица московских театров! Для этого-то коллектива Александр Рагулин – автор либретто, музыки и режиссер в одном лице – и аранжировал вечно интригующую историю femme fatale Анны де Бейль и графа де Ла Фер. Задумка интересная и, пожалуй, беспроигрышная. Нехитрая драматургия сдобрена тривиальными мелодиями, положенными на стандартные аккорды. «Рок» в рамках данной концепции – это громкое и гипертрофированное пение, то и дело переходящее на крик, в сопровождении преимущественно электрогитары с ударными; номера поспокойнее выдержаны в духе городской эстрады. Минимальный бюджет компенсировала разносторонность дарований Александра Рагулина: помимо всего прочего, он исполнил роль палача, в антракте же за сценой мастерил реквизит!.. Отдадим должное и звездному составу. Никто не схалтурил, спектакль был сыгран на совесть: москвичи веселили и веселились, плакали, проживали каждое мгновение. Новосибирская публика приняла их исполнение на ура, был аншлаг, артистов долго не отпускали.

Что же касается «Преступления и наказания», еще одного спектакля-вариации на классический сюжет, то смотрелся он как перформанс, а воспринимался иногда как пародия на знаменитый роман. Родион и Авдотья Раскольниковы, семья Мармеладовых и еще несколько героев затеяли рэп-баттл. Не музыка, так слово. Отмечу авторский текст Льва «Re-pac» Киселева – тонкое мастерство акцентировки в передаче огромного объема текста. Не в последнюю очередь благодаря саунд-дизайну Якова Фиша «Рэп-Театру» удалось раскачать новосибирскую интеллигенцию (явно не целевую аудиторию постановки). Режиссер Захар Насакин вместе с художником-постановщиком Сергеем Ефимовым и художником по костюмам Викторией Макаркиной воссоздали атмосферу XIX века, но с узнаваемыми приметами нашего времени – яркие лампы, резкие хип-хоп движения, часто меняющееся освещение.

В продолжение путешествия наш корабль Синдбада унесло к берегам реки Анхор, текущей через весь Ташкент. Гости из солнечного Узбекистана рассказали историю знаменитого советского певца, основателя узбекской эстрады Батыра Закирова в очаровательном «Интервью с легендой». Этот показ стал первым шагом в рамках меморандума о сотрудничестве, подписанного весной. Новосибирский музыкальный и Театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана – теперь друзья, которых ждут многие гастроли и совместные проекты. Спектакль целиком состоит из хитов Закирова, сохранившихся в памяти международной: публика была активна и интерактивно подпевала. Восточные танцы исполняли красавицы с тонкими талиями, в общем, было на что посмотреть. При этом зрелищу полагалось еще больше роскоши: в Узбекистане балетная труппа состоит минимум из двадцати человек, в Новосибирск приехали лишь семеро.

Долгожданным показом стала «Антигона» Пермского академического театра, расположенного на берегу Камы. Спектакль собрал урожай «Золотых Масок» и не нуждается в особых представлениях – первое место в категории «Оперетта/мюзикл», лучшая режиссерская (Роман Феодори) и лучшая композиторская (Ольга Шайдуллина) работы. Трагедия Софокла не просто переиначена на современный лад – она бьется в унисон с нашим бурным временем, заставляя буквально задыхаться от напряжения! Прекрасную работу проделала Евгения Прозорова. Вокальную подготовку драматических актеров она подняла до настоящего профессионального уровня. Сложная и трудоемкая постановка, опера-протест с тонкой режиссерской работой. Большим счастьем было увидеть «Антигону» именно сейчас.

 

Подождем перемену погоды, но не будем зависеть от нее. Штиль, штормовое предупреждение или даже буря – если сердце живет театром, стоит отправиться в путешествие к «Дальним берегам», вы не пожалеете!

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.