Пять песен на Рождество События

Пять песен на Рождество

«Ноты и квоты»: отечественные композиторы снова получают заказы

В советские времена композиторы были привилегированным сословием: их сочинения гарантированно закупались Министерством культуры, хотя и не всегда гарантированно попадали после покупки на концертную сцену. «Заказы» им тоже выдавали: так назывались наборы дефицитных продуктов питания, которые можно было приобрести в задней комнате магазина по членскому билету Союза композиторов СССР. А вот в постсоветские времена композиторы стали париями: на гонорары за серьезную музыку жили единицы из них, кто получал заказы с Запада, – остальных выручали песни да кино.

Но два года назад ситуация вновь изменилась к лучшему: Союз композиторов России при поддержке Министерства культуры запустил программу «Ноты и квоты». Действует она так: исполнители, заинтересованные в том, чтобы сыграть новое сочинение (как ни удивительно, такие нашлись, и их немало), подают заявку в Союз. В заявке должна содержаться гарантия исполнения: так, симфоническое произведение должно прозвучать не менее двух раз, а камерное – не менее четырех. Эксперты Союза выбирают из заявок лучшие, и композиторы садятся сочинять. Гонорары позволяют им на время отложить халтуры, а время посвятить высокому творчеству. Улов есть: в 2021 году появилось двенадцать новых партитур, в 2022 году – целых двадцать пять.

Среди них находятся как авангардные, так и тонально-демократические: Союз композиторов терпим ко всем творческим направлениям. Например, московский композитор Денис Хоров, один из лауреатов программы «Ноты и квоты», – ярко выраженный романтик. Его дуэтная «Фантазия» как раз и прозвучала в исполнении альтистки Дарьи Филиппенко и пианистки Ксении Апалько на мероприятии в стенах Нелектория фирмы «Мелодия», где Союз композиторов подводил промежуточные итоги программы. Многостраничное произведение скупого на паузы автора оказалось простым по звучанию и сложным по форме – оно длилось и длилось, как человеческая надежда на лучшее.

Надежда звучала и в словах генерального директора Союза Карины Абрамян, и музыковеда Сергея Уварова – видного специалиста по молодым композиторам, и самих композиторов: цех представляли выигравшие свои «квоты» Ольга Бочихина, Артем Пысь, Сергей Шестаков, Наталья Прокопенко и, конечно, Денис Хоров.

Среди них не было еще одного лауреата – петербурженки Настасьи Хрущевой, чьи «Пять песен на Рождество» для струнного квартета сыграли под конец вечера артисты Opensound Orchestra во главе со Станиславом Малышевым. Идеолог метамодерна, Хрущева вновь написала музыку, которая не расходится с ее манифестом. В ней применены одновременно несколько разных творческих подходов, хорошо известных по отдельности, – таких как примитивизм, китч, абсурд и новая искренность. Однако секрет мастера в том, что в пьесах Хрущевой эти подходы мерцают, сменяя друг друга и создавая смысловую рябь. Альтистка Ксения Жулева, по ее собственным словам, даже расслышала в музыке тени, через которые нужно переступать, чтобы вдруг оказаться на расстоянии в полтени от безумия. Такой эффект может создать только очень рациональный и расчетливый художник, и таких художников в программе «Ноты и квоты» любят.

Я тот, которому внимали События

Я тот, которому внимали

В Гнесинке прошел Третий фестиваль-смотр выпускников музыкальных училищ

Ария с буклетом События

Ария с буклетом

В Мариинке-2 стартовал Шестой фестиваль Ильдара Абдразакова

Колокола, смерть и соноры События

Колокола, смерть и соноры

Симфонические сочинения Каспарова, Караева и Шнитке прозвучали на концерте «Навстречу юбилею А. Шнитке» – к приближающемуся 90-летию со дня рождения композитора

Страдалица невинная, прости События

Страдалица невинная, прости

В МАМТ имени Станиславского поставили «Царскую невесту»