Пётр Мамонов и «Совершенно Новые Звуки Му»</br>Незнайка</br>Отделение Мамонов/Отделение Выход</br>Vinyl Релизы

Пётр Мамонов и «Совершенно Новые Звуки Му»
Незнайка
Отделение Мамонов/Отделение Выход
Vinyl

Пётр Мамонов готовил альбом по мотивам популярнейшей детской сказки Hиколая Носова «Приключения Незнайки и его друзей» с 2013 года и успел сам его закончить. Но издавать запись Пётр Николаевич не спешил, приучал публику к программе на концертах. Книга, реализованная и во множестве мультфильмов, спектаклей, равно как и образ Незнайки – разгильдяя, бонвивана в огромной психоделичной синей шляпе, которую он не теряет, несмотря на головокружительные похождения, – стали знаковыми для нескольких поколений. Но для многих эта история представлялась далеко не только детской, и Мамонов тоже увидел в Незнайке отзвук собственных идей.

Альбом издан людьми, работавшими с Мамоновым долгие годы, и качество сделанного вызывает уважение. То, что каждая песня – законченный спектакль, про это можно было и не говорить, но диапазон вкусов автора подчеркнуто широк и серьезен. Ритм вступления беспощаден и звучит ни разу не мультяшно. Эффекты и духовые нуарны и романтично отстраненны. Музыка получается разреженная и красивая, с большой долей электроники, она оттеняет, поддерживает вокал, то растерянно блуждающий, то словно открывающий смысл жизни. Он поначалу тоже спокоен, но в начале второй стороны винила под аскетичную гитару срывается на крик, почти на рев. Потом идет вещь Bonobo – это название одного из повлиявших на музыку альбома проектов, перечисленных на обложке (список может привести в трепет фана сумрачной электроники). Затем звучит депрессивно светлая «Девочки»: «Девочкам надо любить…» Появляются песни, где Незнайки вроде бы и нет, он словно взрослеет и растворяется в окружающих бедах и мыслях, ведь так и происходит с нашим детством, правда? В финале – «вестерн» – тревожная и жесткая «Николай»… И это еще вопрос, что тут важнее: вещи, рассказывающие про Незнайку, или композиции, которые можно расценить как комментарии к «Незнайке» – развивающие, углубляющие эмоции.

Всегда была уверенность, что «Незнайка» – это про нас, про нашу цивилизацию, наши глупости и радости, про творчество и человечность. Многие люди считали, что персонажи книги наследуют не только Левше и Колобку, но и героям Платонова, Лескова, Ершова, что эта книга – почти учебник политэкономии и социологии. Теперь «Незнайка» оказывается и руководством по философии и психологии, а заодно этике и эстетике. Эти же тренды объективно пересекаются в творчестве Мамонова с религиозным морализаторством и психоделией, а также с прямым, можно сказать, детским взглядом на реальность, верой в правду и действенность слов. Обложка двойника показывает, даже швыряет в лицо наблюдателю эту же мысль, эту «мечту»: да-да, вот он – Солнечный город! Реальность не очень-то комфортна, но жизнь продолжается, потому что есть Незнайка в огромной шляпе. И эта дихотомия между бытом и душой – движущая сила и в книгах Носова, и в песнях Мамонова.