22 мая ансамбль Questa Musica и дирижер Филипп Чижевский представляют в Зале Чайковского еще один масштабный проект: вслед за грандиозными «Страстями по Матфею» И. С. Баха музыканты предлагают слушателям оперу «Идоменей» Моцарта. Как и звучавшее в этом абонементе «Похищение из сераля», «Идоменей» уступает в популярности нескольким другим сценическим произведениям композитора, хотя музыкальные достоинства обеих опер исключительно высоки: не случайно в последние десятилетия они ставятся в мире все чаще. В концерте принимают участие солисты – лучшие в России исполнители музыки барокко и классицизма: Сергей Годин, Дарья Телятникова, Елене Гвритишвили, Анжелика Минасова, Михаил Нор.
Оперу «Идоменей, царь Критский» 24-летний Моцарт написал по заказу курфюрста Баварии. Это так называемая opera seria, «серьезная опера»: так назывались итальянские оперы XVIII века с величавыми сюжетами из мифологии или древней истории, полные условных классицистских страстей и вокальных чудес. Формально оставаясь в рамках старинного придворно-аристократического жанра, Моцарт тем не менее создал произведение совершенно авангардное. Структура оперы не сводится к чередованию сухих речитативов и арий – композитор щедро вводит развернутые аккомпанированные речитативы, хоры, пантомимные и балетные сцены на манер французской «лирической трагедии».
В центре сюжета оперы – история критского царя Идоменея, участника Троянской войны, и его сына Идаманта, влюбленного в троянскую пленницу Илию, дочь царя Приама. Идоменей, попавший в бурю на пути домой, необдуманно дал богу Нептуну страшный обет: принести в жертву первое живое существо, которое встретится ему на суше. К его ужасу, первым на критском берегу он видит собственного сына. Отчаяние и страх Идоменея, его бунт против рока, гнев Нептуна, насылающего на остров морское чудовище, самоотверженная сыновняя любовь Идаманта, кроткая любовь Илии искусно сплетены в захватывающую драму с неожиданно счастливым исходом. Таинственный Голос-оракул освобождает Идоменея от его обета и объявляет новыми правителями Крита Идаманта и Илию.
«Благодаря сохранившейся переписке Моцарта с отцом мы знаем, насколько важна была для композитора эта работа, с какой тщательностью он входил в мельчайшие детали, как ставил все новые требования перед либреттистом, исполнителями, чиновниками придворного театра, – рассказывает искусствовед Сергей Ходнев. – Он сознательно писал бескомпромиссную оперу-манифест, образцовое произведение музыкального театра – с живыми и убедительными образами героев, необыкновенно сложным, красивым, богатым оркестровым письмом, эффектнейшей музыкальной драматургией. Произведение на все времена, в котором светлая любовь и жертвенность торжествуют и над изуверством, и над фатумом, и над воинственным безумием». И, хотя на мировые сцены «Идоменей» вернулся только в ХХ веке, музыку оперы любили и ценили великие композиторы прежних эпох – так, Чайковский исполнял танцы из «Идоменея» в собственной редакции на своем последнем концерте за дирижерским пультом 25 октября 1893 года.