Радуйтесь, ликуйте с musicAeterna События

Радуйтесь, ликуйте с musicAeterna

Оркестр и хор выступили в Большом зале консерватории с дирижером Дмитрием Синьковским

Коллектив musicAeterna, кажется, уже невозможно представить без его основателя Теодора Курентзиса за пультом – они как единое целое, запечатленное в сознании многих, поэтому появление другого дирижера в программах этого оркестра вызывает огромное любопытство. Так уже было на открытии прошлого сезона в «Зарядье», когда Теодор доверил своих музыкантов немецкому дирижеру и композитору Грегору Майерхоферу – и, надо сказать, тот оправдал его доверие. В этот раз musicAeterna перешли в руки Дмитрия Синьковского – блестящего музыканта, который одинаково искусно владеет дирижированием, игрой на скрипке и пением. Сегодня он также является главным дирижером Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина и руководит своим ансамблем La Voce Strumentale. С Теодором Курентзисом Синьковского связывает давняя дружба – многие помнят их совместный концерт в том же БЗК несколько лет назад, где последний выступил в качестве солиста. Программу, которую Дмитрий Синьковский выбрал для концерта в Московской консерватории (и ранее в Санкт-Петербургской капелле), можно было бы охарактеризовать одной фразой: духовная музыка в контексте галантной эпохи. Сочинения Моцарта и Карла Филиппа Эммануила Баха демонстрировали собой ярчайший пример стилистической трансформации (переход от духовного к светскому), исторического музыкального процесса XVIII века, когда церковь начала уступать открытому проявлению чувственности в строгой религиозной музыке.

Убедиться в этом можно было уже в «Коронационной мессе» Моцарта, открывшей вечер (к слову, вопреки последовательности сочинений, указанных в буклете). «Коронационной» эту мессу назвали после восхождения на престол последнего императора Священной Римской империи Франца II, а позже стали исполнять при проведении королевских и имперских коронаций. Что логично – помпезный, парадный стиль этой музыки, написанной на священные тексты, говорил сам за себя. В интерпретации musicAeterna «Коронационная месса» обрела оперный драматизм и открытую эмоциональность: Синьковский запускал подвижные темпы, обращал внимание на цельность звучания каждой группы инструментов, подчеркивал динамические контрасты в партиях хора, оркестра и солистов. Ирина Терентьева (сопрано), Анастасия Ерофеева (альт), Николай Федоров (тенор), Виктор Погудин (бас) в целом выступили довольно ровно, но без каких-либо вокальных откровений и потрясающей интонационной выразительности. Еще один моцартовский шедевр, прозвучавший в БЗК, – мотет Exsultate, jubilate («Радуйтесь, ликуйте»), сочиненный композитором в семнадцатилетнем возрасте. По сути, это самая настоящая концертная или оперная ария, которая предназначалась для кастрата. Отсюда и сложнейшие, сумасшедшие по сложности фиоритуры, украшающие трехчастный цикл. Приглашенная солистка из Нижнего Новгорода Яна Дьякова достойно, «без промахов» преодолела этот вокальный аттракцион, а оркестр был для нее деликатным, чутким партнером.

«Магнификат» Баха-сына, занявший второе отделение вечера, можно назвать квинтэссенцией переходного периода галантной эпохи. С одной стороны, здесь ощущается дух его отца – строгость и сдержанность звучания, фактурные полифонические плетения (финал венчает двойная фуга), с другой – «приметы времени»: эмоциональные виртуозные арии (как будто их писал Гендель), богатство оркестровых тембров, мелодическая изощренность. В отличие от «Магнификата» Иоганна Себастьяна, «Магнификат» Карла Филиппа Эммануила исполняется крайне редко, и радует, что многие – даже специалисты в сфере старинной музыки – могли по достоинству оценить этот шедевр. Коллектив musicAeterna преподнес его без преувеличения грандиозно – с пышностью и помпой, экзальтацией и чувственностью, которые обрушивались на публику подобно торжественному фейерверку. Филигранные пассажи струнных под предводительством Владислава Песина подхватывали духовые, хор погружал в плотное, густое звучание, которое уступало место ариям солистов – Елизаветы Свешниковой (сопрано), Николая Басова (тенор), Даниила Чеснокова (бас) и контратенора Андрея Немзера, которого публика наградила отдельными продолжительными аплодисментами. Впрочем, овация, адресованная всем героям этой триумфальной истории, также не замедлила себя ждать. А на бис Дмитрий Синьковский, musicAeterna и вокалисты погрузили всех в баховский хорал Jesus bleibet meine Freude («Иисус – всегдашняя радость, услада сердца моего и утешенье») из кантаты BWV 147, словно успокаивая, призывая радоваться и ликовать уже более сдержанно.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»