Коллектив musicAeterna, кажется, уже невозможно представить без его основателя Теодора Курентзиса за пультом – они как единое целое, запечатленное в сознании многих, поэтому появление другого дирижера в программах этого оркестра вызывает огромное любопытство. Так уже было на открытии прошлого сезона в «Зарядье», когда Теодор доверил своих музыкантов немецкому дирижеру и композитору Грегору Майерхоферу – и, надо сказать, тот оправдал его доверие. В этот раз musicAeterna перешли в руки Дмитрия Синьковского – блестящего музыканта, который одинаково искусно владеет дирижированием, игрой на скрипке и пением. Сегодня он также является главным дирижером Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А. С. Пушкина и руководит своим ансамблем La Voce Strumentale. С Теодором Курентзисом Синьковского связывает давняя дружба – многие помнят их совместный концерт в том же БЗК несколько лет назад, где последний выступил в качестве солиста. Программу, которую Дмитрий Синьковский выбрал для концерта в Московской консерватории (и ранее в Санкт-Петербургской капелле), можно было бы охарактеризовать одной фразой: духовная музыка в контексте галантной эпохи. Сочинения Моцарта и Карла Филиппа Эммануила Баха демонстрировали собой ярчайший пример стилистической трансформации (переход от духовного к светскому), исторического музыкального процесса XVIII века, когда церковь начала уступать открытому проявлению чувственности в строгой религиозной музыке.
Убедиться в этом можно было уже в «Коронационной мессе» Моцарта, открывшей вечер (к слову, вопреки последовательности сочинений, указанных в буклете). «Коронационной» эту мессу назвали после восхождения на престол последнего императора Священной Римской империи Франца II, а позже стали исполнять при проведении королевских и имперских коронаций. Что логично – помпезный, парадный стиль этой музыки, написанной на священные тексты, говорил сам за себя. В интерпретации musicAeterna «Коронационная месса» обрела оперный драматизм и открытую эмоциональность: Синьковский запускал подвижные темпы, обращал внимание на цельность звучания каждой группы инструментов, подчеркивал динамические контрасты в партиях хора, оркестра и солистов. Ирина Терентьева (сопрано), Анастасия Ерофеева (альт), Николай Федоров (тенор), Виктор Погудин (бас) в целом выступили довольно ровно, но без каких-либо вокальных откровений и потрясающей интонационной выразительности. Еще один моцартовский шедевр, прозвучавший в БЗК, – мотет Exsultate, jubilate («Радуйтесь, ликуйте»), сочиненный композитором в семнадцатилетнем возрасте. По сути, это самая настоящая концертная или оперная ария, которая предназначалась для кастрата. Отсюда и сложнейшие, сумасшедшие по сложности фиоритуры, украшающие трехчастный цикл. Приглашенная солистка из Нижнего Новгорода Яна Дьякова достойно, «без промахов» преодолела этот вокальный аттракцион, а оркестр был для нее деликатным, чутким партнером.
«Магнификат» Баха-сына, занявший второе отделение вечера, можно назвать квинтэссенцией переходного периода галантной эпохи. С одной стороны, здесь ощущается дух его отца – строгость и сдержанность звучания, фактурные полифонические плетения (финал венчает двойная фуга), с другой – «приметы времени»: эмоциональные виртуозные арии (как будто их писал Гендель), богатство оркестровых тембров, мелодическая изощренность. В отличие от «Магнификата» Иоганна Себастьяна, «Магнификат» Карла Филиппа Эммануила исполняется крайне редко, и радует, что многие – даже специалисты в сфере старинной музыки – могли по достоинству оценить этот шедевр. Коллектив musicAeterna преподнес его без преувеличения грандиозно – с пышностью и помпой, экзальтацией и чувственностью, которые обрушивались на публику подобно торжественному фейерверку. Филигранные пассажи струнных под предводительством Владислава Песина подхватывали духовые, хор погружал в плотное, густое звучание, которое уступало место ариям солистов – Елизаветы Свешниковой (сопрано), Николая Басова (тенор), Даниила Чеснокова (бас) и контратенора Андрея Немзера, которого публика наградила отдельными продолжительными аплодисментами. Впрочем, овация, адресованная всем героям этой триумфальной истории, также не замедлила себя ждать. А на бис Дмитрий Синьковский, musicAeterna и вокалисты погрузили всех в баховский хорал Jesus bleibet meine Freude («Иисус – всегдашняя радость, услада сердца моего и утешенье») из кантаты BWV 147, словно успокаивая, призывая радоваться и ликовать уже более сдержанно.