Рашит Нигаматуллин: <br>Я ничего не делаю специально – просто слышу по-своему Персона

Рашит Нигаматуллин:
Я ничего не делаю специально – просто слышу по-своему

Симфонический оркестр Белгородской государственной филармонии – это гордость региона, главный источник классической музыки. Отметивший в прошлом сезоне 25-летие, коллектив вступил в пору расцвета: активно гастролирует по России и ежегодно выступает в столицах, с ним охотно сотрудничают самые известные солисты – Денис Мацуев, Борис Березовский, Николай Луганский, Борислав Струлев, Вероника Джиоева, Ильдар Абдразаков и многие другие. Возглавляет оркестр Рашит Нигаматуллин. Процитируем один из отзывов в СМИ: «Сегодня включил радио “Орфей” и услышал первые такты Пятой симфонии П. И. Чайковского. Я не знал, какой оркестр выступает, и поэтому в течение всей симфонии гадал, откуда оркестр и кто дирижер? Мне понравилось все: великолепная струнная группа, замечательная духовая, солисты медных и деревянных духовых групп обладают красивым звуком. Баланс между духовыми и струнными в той пропорции, в которой того требует исполняемая музыка. Очевидна грамотная совместная работа дирижера и музыкантов, ведь чтобы достигнуть такого звучания, потрудиться нужно немало!»

Лариса Барбар поговорила с Рашитом Нигаматуллиным о дирижерской профессии, отношении к наследию Чайковского и творческих планах.

Наш главный композитор

Чайковский присутствует в моем репертуаре всегда. Ни один сезон не обходится без исполнения его симфоний или концертов, фрагментов опер или балетов. Отмечая прошлый юбилей композитора, мы создали абонемент «Шаги к бессмертию» и предоставили возможность публике услышать произведения, написанные Чайковским в 1870-е годы. А закрывали сезон концертным исполнением оперы «Иоланта». Вспоминается 2014 год, когда мы открывали в Московской филармонии 20-й абонемент «Шедевры русской симфонической музыки» редко исполняемой Концертной фантазией для фортепиано с оркестром Чайковского, где солировал Владимир Овчинников. Кстати, это произведение прозвучало также и в Санкт-­Петербурге, и у нас, в Белгороде. В репертуаре оркестра – все симфонии, «Манфред», сюиты из балетов и многое другое. Это один из главных наших композиторов, жаль, что из-за режима изоляции нам не удалось провести намеченную программу к его 180-летию – сыграть Четвертую симфонию и Скрипичный концерт с Никитой Борисоглебским.

Надеюсь, что открытие 54-го, предъюбилейного сезона филармонии пройдет по плану – в Международный день музыки 1 октября. В программе «Симфонические танцы» и «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, где с нами выступит Екатерина Мечетина. Весь грядущий сезон будет знаковым. Мы посвятим программы Бетховену, чье 250-летие отмечается в декабре. В афишах будут Тройной концерт, Скрипичный и, конечно же, Девятая симфония композитора. Открытием этого сезона станет симфоническая поэма Р. Штрауса «Так говорил Заратустра»: уверен, что с такой трактовкой слушатель еще не был знаком. Готовлюсь и к исполнению Второй симфонии Малера – в его сочинениях много различного рода мыслей и образов, совпадающих с моим мироощущением.

Искусство в себе

Без оркестра дирижер несостоятелен, у него нет возможности воплощать свои творческие идеи. Но процесс этот крайне сложный, я бы даже сказал, кровавый, часто сопряженный с преодолением, поскольку у многих музыкантов уже сложившееся мировоззрение, свои стереотипы, их приходится убеждать в том, что моя точка зрения интересна.

Для любого художника крайне важен факт признания, так как ты не всегда находишь понимание, и наша миссия – тяжела. Вот почему время от времени требуется услышать слова одобрения, они как бы подтверждают верность избранного пути.

Важно реализовать с оркестром то, что рождается в моих одиноких размышлениях. Я – максималист, хочу, чтобы слушатель всегда испытывал потрясение от музыки. Ради этого работаю и стремлюсь, чтобы наши усилия не уходили, как вода в песок.

Всякий раз, когда беру новую партитуру в руки, именно она становится любимой. Я ничего не делаю специально – просто слышу по-своему, отсюда всякий раз ­что-то необычное обнаруживается в моих интерпретациях. Признаюсь, в последнее время мало уделяю внимания чужим исполнениям, да простят меня коллеги. Видимо, настало время, когда есть что сказать самому, без оглядки на предшественников и современников.

О самоизоляции

Самоизоляция стимулировала музыкантов оркестра на поиск альтернативных путей творчества. В социальных сетях ВКонтакте и Фейсбук (организация, деятельность которой запрещена в РФ) выложены видеоролики – домашние мини-концерты. Каждый артист попытался привлечь внимание виртуальных слушателей, исполняя классику и не только. Музыканты оркестра открылись с неожиданной стороны, как люди творчески зрелые и оригинально мыслящие. Так, концертмейстер вторых скрипок Диана Хегай создала канал на YouTube, где занимается с группой, разбирая исполнительские нюансы текущего репертуара. Помощник концертмейстера первых скрипок Наталья Боровик и Василий Иващук (бас-тромбон) записали дуэт. Фаготист Евгений Попов представил два видеоролика, самостоятельно исполнив партии группы фаготов. Дмитрий Филатов, наш дирижер и по первой специальности флейтист, записал джазовую сюиту Боллинга совместно с московским пианистом Константином Шамраем, контрабасистом Александром Парфёновым и ударником Олегом Ивановым. Расстояние – не помеха для совместного творчества. Илья Мищенков – помощник концертмейстера вторых скрипок – пожалуй, самый активный пользователь виртуальных возможностей интернета. В его роликах и классика, и рок, и джаз.

Сейчас возобновились групповые репетиции, музыканты готовят программы для камерных онлайн-­концертов к 250-летию со дня рождения Бетховена – сонаты, трио композитора, прозвучит дуэт для кларнета и фагота в версии для скрипки и фагота; ансамбль виолончелистов создаст свою популярную программу.

Путь к Малеру

Музыка – это искусство, действующее на подсознание. И тем оно хорошо, что я могу увлечь слушателей, а они и не будут знать, каким образом это произошло. Совершенно необязательно много знать о Шостаковиче или строении музыкальной формы, нужно просто любить музыку. Когда мы говорим, что у нас сложная программа, эта сложность – для нас, наша профессиональная задача состоит в том, чтобы любую программу сделать доступной и понятной. Чтобы публика после концерта сказала: «Шостакович – очень мощный и интересный композитор. И никакой там сложности в Брукнере! И Малер потрясающе хорош!» Молодежь надо приводить в концертный зал, чтобы она услышала ярких и талантливых исполнителей, чтобы «случилась любовь» на долгое время, а может быть, и навсегда.

Достаточно оркестров, которые играют очень качественно, технически совершенно, но их музыка мало затрагивает внутренние струны души слушателя. Музыканты должны образно ощущать музыку, четко понимать собственное положение – голос, партию – в общей концепции, и вместе с тем ярко воплощать общую идею. В этом наше кредо.

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны